Пошаговый гайд для начинающих 3D-аниматоров: с чего начать, варианты обучения, первый опыт работы, советы профессионалов и полезные ссылки

Общая рубрика

3D-аниматор — одна из самых востребованных сегодня профессий. В ближайшем будущем специалистов ждут неплохие перспективы: к 2025 году ожидается увеличение рынка на 15,2 млрд долларов (по прогнозу Research and Markets).

3D-аниматоры требуются не только в киноиндустрии и CG (computer graphics), а также в рекламных агентствах, ландшафтном дизайне, архитектуре, промышленности, образовательных проектах и многих других сферах. Наша статья познакомит вас с профессией в целом.

В этой статье мы рассказываем, как стать 3D-аниматором. Вы найдете:

  • много качественных источников информации;
  • анализ большого количества источников;
  • советы, мнения и истории профессионалов.

В итоге мы собрали данные, которые помогут вам ориентироваться в профессии на начальном этапе становления специалистом. Также мы подобрали полезные материалы для будущих 3D-аниматоров, которые вы можете использовать как план самостоятельного обучения.

Гайд достаточно объемный, поэтому рекомендуем сохранить статью в закладки, чтобы иметь возможность вернуться к материалу в удобное вам время.

Итак, давайте начнем!

О профессии

Прежде всего необходимо развенчать распространенное заблуждение. Люди, поверхностно знакомые с профессией, думают, что смысл 3D-анимации в том, чтобы «сделать движущиеся предметы». Это не так. Если 3D-аниматор просто заставляет объекты двигаться, тогда художник просто мажет краской бумагу.

Суть профессии 3D-аниматора — убедить зрителя поверить в то, что происходит на экране. Чтобы понять, как стать 3D-аниматором, нужно уметь буквально погрузить наблюдателей в сцену и создать иллюзию вовлеченности. Важно чувствовать ритм и характер персонажей. В анимации должна быть жизнь!

Конечно, иногда нужно просто движение, например для рекламного ролика. Однако если мы говорим о действительно востребованных, редких и высокооплачиваемых навыках, нужно мыслить глубже. Надеемся, суть вы уловили. Теперь перейдем к определению.

3D-аниматор — специалист трехмерной графики, создающий иллюзию движения. Это относится к персонажам, животным, природным явлениям, спецэффектам и др.

3D-аниматор работает с динамикой движений, которые в совокупности определяют характер персонажа, задают ему виртуальную личность и передают его эмоции. Любое действие персонажа мысленно разбивается на составляющие, требующие внимательной проработки.

Можно выбрать узкую область и заниматься, к примеру, только техникой. Но поскольку анимация персонажей наиболее востребована, мы будем приводить примеры и подробно рассматривать именно это направление.

С чего начать 3D-аниматору

Порог входа в профессию довольно высок, поскольку обучение на 3D-аниматора достаточно сложное. С обучения нам и предстоит начать. Но сначала давайте убедимся в наличии трех важных элементов, без которых рано начинать учиться.

Интерес и желание

Первое — это мотивация. Ее наличие зависит от того, насколько вы заинтересованы в профессиональной деятельности.

3D-анимация — профессия мечты для тех, кому нравится анимировать, и пытка для тех, кто просто хочет получать хорошие деньги. Дело в том, что профессия объединяет ряд разноплановых областей знаний, которые предстоит изучить и применять на практике.

Итак, проверьте, интересны ли вам следующие виды деятельности:

  • Работа с технической частью. Многочасовая работа за компьютером — обычный день 3D-аниматора. Техническое осуществление результата имеет мало общего с творческой деятельностью. По большей части вы будете заниматься повторением одинаковых действий.
  • Физика. Ее основы нужно знать. Даже если вы анимируете простой мячик на резинке, вам понадобятся знания о замедлении и ускорении, сжатии и растяжении.
  • Психология. Особенно касается аниматоров мимики, но позы и жесты персонажей также сильно завязаны на их эмоциях. Нужно развивать наблюдательность, чтобы передавать грусть, радость, удивление и прочее.
  • Анатомия. Необходимо знать строение тела, чтобы анимировать правдоподобные движения персонажа. Это и понимание пропорций, и соотношение длины рук и ног и туловища, определенные формы, изгибы и т. д.

Физика, психология и анатомия — довольно интересное сочетание. Надеемся, это именно то, что вы и хотите делать? Отлично, значит вы прирожденный 3D-аниматор! А если хотя бы один из этих пунктов вызывает сомнения, стоит хорошо подумать о том, правильный ли выбор вы делаете.

Поймите главное: игнорировать некоторые аспекты профессии или обращать внимание только на те, что вам нравятся, — означает утратить мотивацию в будущем. Важно, чтобы вам было интересно осваивать знания анимирования именно в комплексе.

Подумайте и честно ответьте себе на эти вопросы:

  • Интересно ли мне изучать профессию 3D-аниматора во всех ее проявлениях?
  • Нравится ли разбираться в механике движений, представлять объекты под разными углами, в разных масштабах?
  • Готов ли я не только к творчеству, но и к кропотливой покадровой работе и рутинным задачам?

Если ваш ответ — уверенное «да», идем дальше.

Понимание профессии

Самые распространенные сферы для 3D-аниматоров — кинематограф, мультипликация и геймдев. Специалисты работают над анимацией персонажей, их мимики, одежды, волос, окружения, техники и различных объектов.

Профессиональная 3D-анимация создается двумя способами:

  1. По ключевым кадрам (keyframe). Метод состоит в создании основных кадров, которые являются связующими точками для проработки промежуточных интервалов с помощью интерполяции.
  2. Захват движения (motion capture) проводится с помощью фиксации камерой движений актеров с помощью специальных обтягивающих костюмов с маркерами.

Поговорим о рабочем процессе — пайплайне.

Создание 3D-анимации — трудоемкий процесс. На один кадр 3D-аниматор может смотреть целый день. Он досконально изучает то, что анимирует, ищет противоречия и исправляет самые мелкие неточности в движении.

Сначала идет работа на основе референсов и раскадровок. Позы обычно меняются вручную, а движение одежды и волос задается плагинами и симуляторами.

После разработки сценария, концепта, моделирования, текстурирования и выставления ракурсов модель передают аниматору. Первое, что он делает, — создает риг (риггинг — это настройка системы управления и создание скелета, приводящего объект в движение). После такой настройки герой сможет шевелить конечностями, выражать эмоции с помощью мимики, бегать, прыгать и т. д.

Далее создаются ключевые кадры, которые задают начальные и конечные позы движения. Однако это только первый шаг. Для плавных естественных переходов необходимо наладить покадровую анимацию. На этом этапе важно правильно настроить тайминг.

Начинающие 3D-аниматоры записывают на камеру свои движения в качестве референса, чтобы затем перенести действие на экран. Способ подойдет для несложных действий персонажа.

Затем подключается дизайнер и настраивает визуальные эффекты. Иногда настройкой эффектов занимается сам 3D-аниматор.

После завершения анимирования сцены начинается процесс рендеринга и финальной доработки 3D-анимации. Здесь идет работа с мелкими деталями и настройками освещения, резкости, глубины, объема, яркости и др. Продукт приобретает окончательный вид.

Общий анализ профессии

3D-аниматор всегда работает в команде. В его задачу часто входят встречи с заказчиками и ответственными лицами. В студиях аниматоры постоянно взаимодействуют с дизайнерами, 3D-моделлерами, режиссерами, специалистами по актерскому мастерству. Команда обычно работает над несколькими проектами параллельно. Иногда возможны командировки.

Зачастую 3D-аниматор самостоятельно выполняет несколько различных задач из смежных сфер. Например, создает визуальные эффекты.

Рассмотрим два способа заработка — в студии и на фрилансе.

  1. 3D-аниматор в студии работает в соответствии с установленным графиком, что не всегда удобно с точки зрения творческой профессии, однако гарантирует стабильность с оплатой и потоком заказов. К тому же многие компании CG-сферы стараются поддерживать work-life balance. В студии существует возможность вырасти до лид-аниматора или арт-директора. Также присутствует постоянное общение с коллегами и смежными специалистами, что позволяет прогрессировать куда быстрее, чем фрилансеру-одиночке.
  2. 3D-аниматор-фрилансер получает полную свободу от начальства, но должен быть готов самостоятельно договариваться с клиентами и решать все рабочие вопросы, такие как поиск заказов, налоги, ответственность за результат и др. Уровень зарплаты выше, чем у штатного специалиста примерно на 30 %, но только когда есть база клиентов и опыт работы. Из минусов можно выделить практически полное отсутствие профессионального роста, поскольку нет обмена опытом с командой. Оплата за заказ возможна сдельно или поэтапно при больших заказах.

Можно также совмещать штатную работу с проектами на стороне.

В среднем для освоения базовых навыков 3D-аниматора, которые понадобятся, чтобы пройти стажировку в компании, достаточно 6 месяцев (при полном погружении в обучение).

Зарплата аниматора-стажера в РФ начинается от 40 тыс. рублей, 3D-аниматора с опытом 1—2 года — до 60—80 тыс. рублей, профессионалов с опытом от 3 лет — от 100—150 тыс. рублей и выше. В среднем в регионах зарплата от 55 тыс. рублей, в Москве — от 100 тыс. рублей и выше. Средний уровень заработной платы за границей — 50—80 тыс. долларов в год.

Заработная плата 3D-аниматора в России
Заработная плата 3D-аниматора в России

3D-аниматоры очень востребованы за рубежом. Российский рынок только начинает набирать обороты, поэтому студиям 3D-аниматоров найти непросто. Сейчас есть хорошие шансы проявить себя.

Подведем итоги относительно преимуществ и недостатков.

Плюсы:

  • высокая востребованность,
  • высокая оплата труда,
  • возможность работы с западными заказчиками.

Минусы:

  • необходимость системного подхода к обучению,
  • рутинные процессы,
  • сложное освоение софта.

Итак, мы разобрались с базовыми вопросами. Теперь самое время перейти к погружению в профессию. Приступим к практике!

Обучение на 3D-аниматора

Порог входа в профессию 3D-аниматора высок именно из-за сложного обучения, в которое входят знания и навыки из самых разных сфер. Важно пройти системное и последовательное обучение, чтобы в дальнейшем не возникало пробелов в знаниях.

Что должен знать 3D-аниматор

Итак, с чего начать 3D-аниматору? Необходимо четко понять, что нужно изучить. Во многом это зависит от специализации, которую вы выберете. Мы же поговорим о базовых знаниях и умениях, которые нужно развивать как основу. Сначала пройдемся по навыкам, а затем поговорим о личных качествах.

  • Навыки рисования. В работе пригодятся знания классического рисунка. Тут есть важный момент. Раньше, когда кадры рисовались вручную, аниматор должен был уметь рисовать. Сейчас же функции рисовки сводятся к автоматической настройке, поэтому все не так однозначно.

Многих начинающих волнует вопрос, нужно ли 3D-аниматору уметь рисовать. Да, умение рисовать пригодится, чтобы создавать естественные позы персонажей.

Однако 3D-аниматору не нужно быть художником. Важнее видеть изображения в динамике и всю сцену в целом. В работе понадобится скорее видение художника, т. е. вам нужно учиться развивать визуальное восприятие информации. Если вы визуал от природы, то вам повезло: важно смотреть именно с позиции визуала, а не логики. Если нет — нужно развивать наблюдательность и насмотренность.

  • Уверенное владение специальным софтом и рабочими инструментами 3D-аниматора. Большинство начинающих выбирают пакет 3Ds Max. Причины две. Во-первых, по этой программе больше всего обучающих материалов, в том числе на русском. Во-вторых, по сравнению с другими программами, она наиболее адаптирована под новичков и интуитивно понятна.

Ориентируйтесь на программу, в которой вам легче и приятнее работать. Мы же перечислим основные:

  • Maya (обучающий курс),
  • Cinema 4D (обучающий курс),
  • Autodesk 3ds Max (обучающий курс),
  • Lightwave 3D,
  • Modo,
  • Houdini (обучающий курс, второй курс, бесплатный курс)
  • 3D-Coat,
  • Blender (обучающий курс, второй курс, бесплатный курс).

Сразу два пакета изучать не рекомендуется. Проще сначала освоить одну программу, а затем переходить к другим. В этом случае у вас будет наработанная база, которая послужит шаблоном для освоения нового инструментария. Если же распыляться, есть риск потратить гораздо больше времени, чем при последовательном изучении.

Важно: крайне не рекомендуем пользоваться русификаторами для программ. Для некоторых терминов на русском сложно подобрать точный перевод, поэтому нередко смысл слов передается криво. Часть программ вообще не поддерживает плагины изменения языка. Поэтому держать в уме по два варианта интерфейса для каждой программы — это фоновый шум в голове, который утомляет. Кроме того, русские слова в среднем в 2—3 раза длиннее английских слов и визуально забивают пространство экрана.

  • Законы физики движущихся тел. Персонажи и объекты должны двигаться правдоподобно. Должно быть, вы видели, как на некоторых работах персонажи как будто плавают? Такого быть не должно. Необходимо изучить хотя бы азы механики и кинематики, законы движения материальных тел. Так, если вы анимируете персонажа, ударяющего по мячу, сила отскока мяча должна быть равна силе удара.
  • Анатомия и биомеханика. Даже монстры и прочие фантастические существа антропоморфны. Знание особенностей функционирования мышечного каркаса и опорно-двигательного аппарата позволяет создать эффект реалистичного движения. Для передачи естественных движений 3D-аниматоры изучают положение центра тяжести и работу мышц. Со временем вы разовьете чувство веса и будете более уверенно чувствовать перемещение объекта в пространстве.
  • Психология. В задачу 3D-аниматора входит понимание основных поведенческих паттернов. Ошибка новичков-аниматоров в том, что они осваивают только софт и полностью забывают о главной аниматорской задаче — создании живого реалистичного персонажа. Вы должны уметь натуралистично передавать манеры и образ. Например, походки молодого человека и старика сильно различаются.

Психология и анатомия практически неразделимы, потому что некоторые эмоции выражаются всем телом.

  • Режиссура и актерское искусство. Что-о? Да, и это тоже нужно. Изучите основы актерской игры, а именно систему Чехова и Станиславского. Вы научитесь понимать, как действия персонажа связаны с его внутренним миром, мотивацией, характером и ситуацией. Все это добавляет баллов к реализму.
  • Монтаж. Профессионал должен уметь посмотреть на свою работу глазами оператора и монтажера, чтобы правильно построить кадр сцены.
  • Технический английский. Владение иностранным языком понадобится для работы с заграничными заказчиками. Кроме того, большинство материалов по 3D-анимации предлагает западный рынок, поэтому для начала стоит освоить интерфейс выбранной программы на английском.

Личные качества 3D-аниматора:

  • Целеустремленность. За готовым результатом анимации стоит кропотливая, монотонная работа, поэтому необходимо последовательное систематическое обучение.
  • Трудоспособность. Важно соблюдать дедлайны и уметь адаптироваться к повышенным нагрузкам на этапе сдачи проекта.
  • Наблюдательность. 3D-аниматоры становятся очень наблюдательными. Обращайте внимание на перемещения объектов и движения людей в жизни — и скоро вы заметите, что ваши проекты станут гораздо реалистичнее.

Способы обучения

3D-аниматор может учиться сам, в вузе или на специальных курсах. На самостоятельное обучение придётся потратить от полугода до 2-х лет, получение высшего образования занимает 4—5 лет, курсы для 3D-аниматора в среднем длятся от 3 до 12 месяцев. Способы обучения можно комбинировать.

Обучение в вузе

Для поступления в вуз, помимо сдачи ЕГЭ, необходимо пройти вступительные испытания. Абитуриенты должны подготовить проект из нескольких работ. Можно выбрать свободную тему или создать анимацию по какому-либо произведению.

Давайте рассмотрим высшие учебные заведения, где можно учиться на 3D-аниматора:

  1. ВГИК (Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова)
    Направление «Анимация и мультимедиа», специальности «режиссер анимации и компьютерной графики», «режиссер мультимедиа», «художник анимации и компьютерной графики».
  2. СПбГИКиТ (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения)
    Направление «Режиссура кино и телевидения» (кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма), специальность «режиссер анимации и компьютерной графики».
  3. ИСИ (Институт современного искусства)
    Направление «Режиссура кино и телевидения», специальности «режиссер анимации», «режиссер компьютерной графики».
  4. НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики)
    Направления «Анимация», «3D-моделирование для компьютерных игр и анимация», «Современное искусство. Экранные искусства», специальности «аниматор», «сценарист».
  5. МИДиС (Международный институт дизайна и сервиса)
    Направление «3D-моделирование для компьютерных игр и анимация», специальность «3D-аниматор».

Дополнительно можете посмотреть полный список вузов для 3D-аниматора.

Важно: студентов часто забирают на работу после окончания вуза, поскольку направление очень востребовано. Но сам диплом мало интересует работодателя. После выпуска студент часто будет встречать в вакансиях фразу «Откликаться только с портфолио» (далее мы расскажем, как получить работу без него). Подготовить портфолио проще всего на онлайн-курсах.

Онлайн-курсы для 3D-аниматоров

На курсах по 3D-анимации особое внимание уделяется практике и созданию портфолио при относительно небольших временных затратах. В отличие от вузов никаких особых знаний для прохождения не требуется.

Список популярных онлайн-курсов:

1. Онлайн-курс «Профессия 3D-аниматор» от Skillbox

Онлайн-курс «Профессия 3D-аниматор» от Skillbox

На курсе учат созданию и анимированию моделей в Maya и Houdini. Курс прошло уже более 3 тыс. человек, 95 % участников довольны обучением. Преподают материал опытные спикеры, работавшие над Overwatch, War Thunder и Fortnite. Есть гарантия трудоустройства. Доступ к знаниям остается навсегда.

Ссылка на курс и подробная информация: https://skillbox.ru/course/profession-3d-animator

2. Онлайн-курс «3D-аниматор с нуля до PRO» от Skillbox

Онлайн-курс «3D-аниматор с нуля до PRO» от Skillbox

Подойдет новичкам и 3D-художникам, желающим научиться оживлять модели. Обучение направлено на работу с языком тела и мимикой. Вы научитесь анимировать простых персонажей и создавать сцены в Maya, а также работать с озвучкой. Курс длится 3 месяца, а доступ к материалам остается навсегда.

Ссылка на курс и подробная информация: https://skillbox.ru/course/3d-animator/

3. Онлайн-курс «Профессия 3D-аниматор» от XYZ School

Онлайн-курс «Профессия 3D-аниматор» от XYZ School

Подойдет даже людям без начальных навыков анимации. Цель курса — научить решать задачи 3D-аниматора, создавать сложные сцены и вписывать в них персонажей. Автор программы обучения работал над World War Z, Quake, Mortal Shell и другими AAA-проектами. Есть подписка на базу знаний с закрытыми стримами. Продолжительность курса — 12 месяцев.

Ссылка на курс и подробная информация: https://www.school-xyz.com/3d-animator 

4. Онлайн-курс «Аниматор-мультипликатор» от «Нетологии»

Онлайн-курс «Аниматор-мультипликатор» от «Нетологии»

Программа подойдет начинающим мультипликаторам. В курсе 280+ часов теории и практики по созданию реалистичного рисунка, персонажа и окружения. К концу курса выпускники создают мультфильм продолжительностью до 2 минут. Есть помощь с трудоустройством. Длительность курса — 11 месяцев.

Ссылка на курс и подробная информация: https://netology.ru/programs/animator-multiplikator#/

Самостоятельное обучение

С чего же начать самостоятельное обучение на 3D-аниматора? Мы подготовили план, который поможет вам выстроить для себя программу обучения:

  1. Учитесь у коллег. Полезно собирать понравившиеся работы других аниматоров и находить в них интересные решения.
  2. Освойте рисование на базовом уровне. Наличие плагинов 3D-программ, конечно, облегчает жизнь специалиста, но не делает всю работу за него. Компьютер — это в первую очередь инструмент. Чтобы построить интересную и красивую сцену, нужно развивать художественный вкус. К тому же сейчас наметился тренд на схожесть с 2D- анимацией, поэтому рисование пригодится.
  3. Изучайте анатомию. Это то, что должен знать каждый 3D-аниматор. Освоение софта обязательно должно сопровождаться изучением пропорций тела и принципов движения.
  4. Изучите инструментарий программ. Скачайте модель бесплатного персонажа и попробуйте потренироваться в анимировании.

Вот что нужно знать на базовом уровне:

  • создание 3D-анимации от рига до импорта в Unity,
  • создание UVW-развертки,
  • риггинг и скиннинг персонажа,
  • запекание карт,
  • создание ассетов,
  • текстурирование,
  • экспорт персонажей.

Совет: действуйте последовательно. Начинающие 3D-аниматоры рискуют чересчур углубляться в детали и упускать из виду полную картину. Начинайте с ключевых поз, потому что это основа проекта. Именно они держат всю конструкцию, поэтому должны быть сделаны правильно с самого начала. Освойте базу и затем переходите к деталям. И не забывайте регулярно практиковаться — хотя бы по часу в день.

Материалы для самообучения

Бесплатные видеоуроки по 3D-анимации:

  • «10 отличных упражнений для аниматора»;

  • «Кто такой риггер?»;

  • «Как выучить анатомию?»;

  • «Анимация 3D-персонажа для начинающих» в Maya;

  • «Мастер-класс по 3D-анимации».

Плейлисты с видеоуроками для 3D-аниматоров:

  • «Принципы анимации»;
  • «Монтаж и его виды для аниматоров»;
  • «Процедурное создание анимации персонажа»;
  • «Анимация в After Effects»;
  • «Анимация в Blender»;
  • «Уроки по анимации»;
  • «Основы 3D-анимации».

Книги для 3D-аниматоров:

  • «Набор для выживания аниматора», Ричард Вильямс;
  • «Создание 3D-персонажей в Maya», Алексей Сафонов;
  • «Искусство 3D-анимации и спецэффектов», Айзек Виктор Керлоу;
  • «Иллюзия жизни», Фрэнк Томас и Олли Джонстон;
  • «Магия Pixar», Прайс Дэвид;

Большая подборка книг по 3D-анимации — https://vk.com/topic-121514987_36524801

Первый опыт и поиск работы

Научиться 3D-анимации можно только на практике, поэтому обязательно начинайте практиковаться вместе с освоением теории. Обязательно отрабатывайте изученные функции программ на реальных моделях.

А пока давайте посмотрим, как начать карьеру.

Обязанности, требования и задачи

Рассмотрим требования к 3D-аниматорам в вакансиях hh.ru:

Требования к 3D-аниматорам
Требования к 3D-аниматорам
Требования к 3D-аниматорам. Пример 2
Требования к 3D-аниматорам. Пример 2
Требования к 3D-аниматорам. Пример 3
Требования к 3D-аниматорам. Пример 3
Требования к 3D-аниматорам. Пример 4
Требования к 3D-аниматорам. Пример 4

Как мы видим, задачи 3D-аниматоров зависят от компании. Выделим наиболее распространенные требования к соискателям:

  • умение создавать анимацию персонажа,
  • наличие портфолио,
  • понимание процессов производства 3D-анимации,
  • знание основ монтажа,
  • умение делать риггинг и скиннинг,
  • соблюдение сроков проектов.

При отклике соотнесите свои навыки с требованиями работы.

Где получить опыт работы 3D-аниматору

Сегодня многие компании предпочитают обучать будущих штатных специалистов самостоятельно, поскольку, как ни покажется странным, это проще, чем найти подходящего кандидата со стороны. Такой подход сильно упрощает жизнь новичку.

Пока у вас нет портфолио, но есть начальные навыки (например, вы только что окончили курсы анимации), есть три пути устроиться на работу 3D-аниматором:

  1. Пойти на курсы компании. Для новичков предоставляют внутренние курсы, а тех, кто покажет хорошие результаты, набирают в команду.
  2. Пройти стажировку для джуниор-аниматоров. Такие стажировки не оплачиваются, зато есть возможность попасть в штат и поработать пару месяцев в студии для набора бесценного опыта. Небольшая текучка на таких местах присутствует всегда, поэтому попасть на место не очень сложно.
  3. Сделать бесплатное тестовое задание. Если работодатель сочтет ваши навыки подходящими, то ваш опыт и портфолио не будут иметь решающего значения. После сдачи задания вы поступите на испытательный срок (по сути — ту же стажировку) и сможете проявить себя уже в реальных проектах.

Сбор портфолио и создание резюме

Портфолио 3D-аниматора — это шоурил (demo-reel) длиной 2—3 минуты.

Стандартный набор для рила состоит:

  • из цикла ходьбы или бега;
  • переноса или поднятия тяжестей;
  • элементов боевых искусств (комбоатаки).

Совет 1. Не делайте портфолио из всего, что у вас есть. Выберите только лучшие работы, которыми вы гордитесь. Не добавляйте тренировочные анимации, недостатки которых вы видите сами.

Совет 2. Покажите работодателю понимание индустрии. Не пытайтесь взять масштабом модели: игровой ассет на сотни тысяч полигонов железо просто не потянет.

Совет 3. Сосредоточьтесь на анимации. Если вы точно знаете, что хотите заниматься именно 3D-анимацией, не нужно моделировать персонажа с нуля. Выберите понравившегося бесплатного персонажа и тренируйтесь на нем.

Совет 4. Если вы хотите применить в риле нечто интересное, сделайте это в начале. Работодатели скорее обратят внимание на кандидата, чья работа выделяется.

Совет 5. Подберите модель с небольшим количеством полигонов из базы моделей. Для первых работ подбирайте модель с готовым риггингом.

Совет 6. Если вы хорошо рисуете, обязательно покажите этот навык. Во многих проектах это существенное преимущество перед другими.

Важно: будьте честны. Не накидывайте себе год-другой опыта, не присваивайте чужие работы. Портфолио должно раскрывать текущий уровень. Работодатели часто набирают начинающих 3D-аниматоров со слабым бэкграундом, но заинтересованных в наращивании профессионализма и командной работе.

Никогда не отправляйте просто портфолио со ссылкой! Обязательно напишите небольшой рассказ о себе и о своих навыках. Расписывать всю биографию не нужно — максимум две страницы A4.

Обратите внимание, входит ли в требования к кандидату написание сопроводительного письма. Обычно так компании проверяют заинтересованность и внимательность соискателей — кандидатуры тех, кто проверку не проходит, отклоняют.

Не рассылайте одно и то же резюме всем подряд. Составьте шаблон, в котором можно будет менять некоторые абзацы, где вы сможете указать понимание потребностей работодателя и проявить внимательность к деталям.

Где искать работу

Выберите самые интересные для вас компании и оставляйте отклики на вакансии. Также пишите потенциальным работодателям напрямую. Даже если компания не публикует вакансии, это не значит, что ей в данный момент не требуются специалисты.

Готовое портфолио публикуйте на CG-ресурсах и сайтах фриланса и поиска работы.

Вот сайты, где можно искать вакансии 3D-аниматора:

Совет: заведите блог 3D-аниматора и выкладывайте туда свои работы и посты на тему профессии. Прикрепите ссылки на различных ресурсах (таких как ArtStation и Sketchfab). Дело в том, что деморилов очень много, работодатель может просто не заметить вас. Поэтому следует максимально расширить охват аудитории.

Если у вас уже есть рил с 2—3 работами, можно искать заказчиков на фрилансе и предлагать свои услуги для заказов, которые вам по силам.

Фриланс в качестве начала профессиональной деятельности 3D-аниматору мы не рекомендуем. Стабильный доход на фрилансе возможен лишь после 3—5 лет работы. Если вы только начинаете, выбирайте простые проекты, которые студии поручают подрядчикам.

Каналы в «Телеграме» с вакансиями для фрилансеров:

  • CG Freelance,
  • Game Development Jobs.

Как проходит собеседование

После отбора заявок кандидату предстоит сделать тестовое задание, на которое может уйти от 1—5 дней. Обычно соискателю предоставляют сделать базовую анимацию — ходьбу, прыжки, работу с тяжелыми инструментами и т. п. Бывают требования смоделировать персонажа для анимации с нуля по картинкам. Иногда джуниорам приходится разбираться на ходу и попутно изучать пайплайн.

Поинтересуйтесь у менеджеров, что нужно подготовить к интервью, есть ли план вопросов. Так вы покажете, что серьезно готовитесь к собеседованию.

Помните что вопрос «Почему вы хотите у нас работать?» означает проверку вашей осведомленности. Поэтому при ответе упомяните некоторые особенности компании, чтобы дать понять HR, что вы понимаете, куда идете.

Заранее подготовьте рассказ о себе именно как о специалисте. Достаточно 7—10 предложений. Расскажите, какие курсы вы проходили, какое получили образование, чем вас заинтересовала сфера 3D-анимации, как вы планируете развивать навыки.

Подумайте, что вам бы хотелось знать о компании. Задайте вопросы со своей стороны. Например, спросите, как проходит обычный рабочий день, есть ли курсы внутри компании и т. д.

Что делать, когда вы стали профессионалом

Специалист, накопивший достаточно опыта, может стать ведущим аниматором компании. Должность лид-аниматора или арт-директора обычно занимают аниматоры с опытом от 3—5 лет.

Что делать 3D-аниматору-профессионалу

Есть возможность перейти в похожую сферу, поскольку сфера диджитал-арта — это многопрофильная среда. Например, переквалифицироваться в 3D-моделлера, VFX-специалиста, гейм-дизайнера и т. д. Или просто сменить сферу деятельности, к примеру, из рекламы — в геймдев.

Многие российские 3D-аниматоры на определенном этапе роста задумываются о переезде за границу, т. к. Рунет существенно ограничивает возможности любого диджитал-художника. У специалистов из России есть возможность устроиться в крупные западные студии, такие как Disney.

Истории и советы профессионалов

  • Большой видеоподкаст эксперта о работе аниматором на канале CG Rush.

  • Видеоинтервью специалистов «Начало карьеры и путь 3D-аниматора».

Когда вы станете профессионалом, будем рады опубликовать и вашу историю на нашем сайте!

Полезные ссылки и сервисы

Сайты:

  • сайт «Школа анимации» со множеством полезных статей и бесплатных уроков;
  • новостной сайт из мира 3D render.ru.

Сервисы для 3D-аниматора:

Сообщества 3D-специалистов:

  • телеграм-канал Houdini Lib;
  • телеграм-канал Maya 3D;
  • вопросы и ответы по Blender;
  • группа ВК «ОСA школа анимации и 3D-графики»;
  • группы ВК с вакансиями в сфере геймдева — Game Development Jobs и «Работа в геймдеве»;
  • англоязычный форум CGTalk.

Интересные видео:

  • «25 ошибок начинающего аниматора»;

  • «Как и с помощью чего анимирует Pixar»;

  • «Виды 3D-художников в анимации»;

  • «Как найти работу за рубежом»;

  • «Сколько платят 3D-аниматорам в геймдеве»;

  • «Нужно ли 3D-аниматору уметь рисовать».

Заключение

3D-анимация — совершенно особенная профессия. К некоторым профессиям можно относиться ровно и все равно успешно работать. Но чтобы преуспеть в анимации, ее нужно любить.

Профессия сложная и очень интересная. Если вы чувствуете в себе стремление наделять душой 3D-модели — мы верим, что никакие трудности не станут у вас на пути и все получится!

Если у вас остались вопросы — всегда рады ответить или просто пообщаться в комментариях.

 

Оцените статью
Profi Way - твой путь профессионала
Добавить комментарий