Большой гайд для начинающих 3D-моделлеров: как стать специалистом, с чего начать, необходимые знания и навыки, варианты обучения и многое другое

Сфера 3D

3D-моделирование сейчас востребовано практически везде — от создания блокбастеров до медицины, не говоря об игровой индустрии, превышающей объем в 150 млрд долларов и показывающей рост 10% в год. Как стать 3D-моделлером и начать зарабатывать на создании крутых трехмерных моделей?

Редакция Profi Way проанализировала большое количество источников, чтобы поделиться с вами качественной и объективной информацией. Вы узнаете, с чего начать обучение на 3D-моделлера, чтобы научиться 3D-моделированию с нуля и подготовить портфолио. Также мы собрали много полезных ссылок на бесплатные уроки и курсы по 3D-моделированию.

В статье собрано все, что нужно знать о профессии 3D-моделлера, чтобы получить достаточно информации и сделать первые шаги в становлении специалистом. Мы раскрываем суть профессии 3D-моделлера, рассматриваем направления 3D-моделирования и рассказываем, как устроиться на работу 3D-моделлеру.

Рекомендуем добавить статью в закладки — так вы не потеряете полезную информацию, а нам будет приятно =)

О профессии

3D-моделирование — производство и визуализация трехмерного цифрового объекта в специальных компьютерных программах.

3D-моделлер — специалист, работа которого связана с трехмерной графикой. Они создают 3D-графику на основе концепт-артов и чертежей.

Сфера работы с трехмерной графикой довольно объемная, и навыки специалиста необходимы практически во всех видах производства.

Иногда 3D-моделлеров путают со смежными профессиями, границы которых весьма условны: 3D-художник, level-дизайнер, 3D-визуализатор, 3D-дженералист и многие другие. Часто всех вместе их называют 3D Artist.

От 2D-художников 3D-моделлеры отличаются тем, что работают с тремя осями — x, y, z.
От 2D-художников 3D-моделлеры отличаются тем, что работают с тремя осями — x, y, z.

Вот основные направления деятельности 3D-моделлеров:

  • Игровая индустрия — самое востребованное и высокооплачиваемое направление для специалистов 3D-моделирования. Более 30 лет отрасль геймдева стабильно растет. В большие студии зачастую требуются порядка 20–30 штатных спецов и 40+ моделлеров на аутсорс.
  • Реклама и массмедиа на ТВ, проморолики, видеопрезентации перед инвесторами, даже новости и прогноз погоды — все это требует красивого визуального ряда, который часто создается на основе 3D-моделирования.
  • Кино и анимация не обходятся без моделлеров — от простого рекламного ролика про йогурт до четвертой части «Матрицы».
  • Медицина — модели органов, создание имплантатов, искусственных тканей, костей.
  • 3D-печать выполняется на основе разработок специалистов 3D-моделирования.
  • Строительство — создание интерьеров, домов и инженерных коммуникаций.
  • Промышленность нуждается в специалистах, способных моделировать проекты на основе конструкторских разработок, чертежей и технической документации. Например, материал для каталога фрезерных станков или 3D-модели чугунных задвижек.
  • Ювелирное дело — изготовление пресс-форм и моделей украшений, а также фотореалистичные рендеры, позволяющие увидеть результат до отливки изделий.

3D-моделлер может выбрать одно направление и моделить исключительно автомобили, природу, ландшафты, монстров и т. д. Однако на отечественном рынке гораздо больше ценятся универсальные специалисты, способные смоделировать и дом, и одежду, и заставку для рекламы. Крутой спец в узкой сфере не останется без работы, однако мы рекомендуем дополнить любимое направление парой-тройкой других, чтобы показать работодателям кругозор, насмотренность и повысить шансы на трудоустройство.

Список обязанностей 3D-моделлера сильно зависит от сферы его деятельности. Кто-то может работать в отрасли машиностроения и создавать цифровые модели ракет, а кто-то — делать мебель и предметы интерьера для каталога ИКЕА. Поэтому важно не столько образование, сколько склад ума — нравится ли вам в точности воспроизводить сложную технику или моделить лут для RPG. Хотя, несомненно, в первом случае будет кстати инженерная специальность, а во втором — художественная школа.

Что касается способов моделирования, то выделяют 3 основных:

  1. Моделирование из примитивов. Модель создается из простых базовых фигур, которые можно деформировать, совмещать, резать и т. д.
  2. Создание полигонов. Похоже на сбор мозаики из отдельных вершин, граней и плоскостей. Чем больше полигонов, тем точнее результат и детальнее модель.
  3. Скульптинг. Лепка фигуры на основе примитива, как из пластилина, только в программе с помощью инструментов выдавливания и придания объема.

С чего начать 3D-моделлеру

Прежде всего, задайтесь вопросом, для чего вы хотите стать 3D-моделлером, потому что между моделированием для себя на досуге и работой, которая будет приносить высокий доход, огромная разница.

Далее крайне важно пройтись по основным критериям соответствия профпригодности. Важно понимать суть и перспективы профессии — одной мотивации будет явно недостаточно. Необходимо глубокое понимание сферы 3D-моделинга.

Интерес и желание

Профессия 3D-моделлера довольно сложная. По сути, это синтез глубокого знания софта, пространственного мышления и рисования в объеме. Вы будете много практиковаться и ошибаться, прежде чем у вас получится моделировать на хорошем уровне. Особенно если вы работаете в геймдеве и на ваше место постоянно претендует десяток-другой дешевых кадров из Индии.

3D-шнику просто необходимо иметь мощную техническую базу из нескольких программ для работы с 3D-графикой (ZBrash, Maya, 3DS Max). Их изучение — дело небыстрое и требует порядка 2–3 лет. Если у вас нет достаточной заинтересованности и мотивации копаться в возможностях программ, желание заниматься 3D быстро потухнет.

Убедитесь, что моделирование действительно вам интересно, а изучение программ и освоение инструментария не станет препятствием на пути к 3D-моделингу.

Можно начать с бесплатных курсов от XYZ, не требующих платного софта:

  • Курс INTRO, где вы создадите первую 3D-модель без опыта в моделировании.
  • Курс Blender, где вы научитесь работать в одной из востребованных программ.

Понимание профессии

Для начала следует развенчать главные заблуждения о профессии.

Миф 1. Рисовать можно не уметь

Вот этот вопрос стоит разобрать особо. С одной стороны, рисовать 3D-шнику вроде бы и ни к чему. Однако невозможно построить объемную модель без знаний художника и умения их применить, а именно: хорошего глазомера, чувства пространства, умения попасть в пропорции. Для 3D-моделлера персонажей к этому списку добавляется анатомия, физиомоторика и биомеханика.

Знание классического арта не пригодится, только если вы собираетесь моделировать инженерные проекты на основе технической документации, а в том же геймдеве без этого дела не обойтись.

Нужно ли уметь рисовать 3D-моделлеру
Умение нарисовать эскизы будущей модели от руки помогает лучше понять задачу

Еще одна причина понять принципы рисунка — это факт, что серые болванки заказчикам мало интересны. В приоритете реалистичные модели с проработанной фактурой. А за фактуру в 3D-моделинге отвечают текстурирование, умение пользоваться которым напрямую связано с навыками рисования и художественным вкусом.

Если у вашего конкурента в портфолио фургон со ржавчиной и наклейками, самолет из блестящей холодной стали и дом с черепицей, шероховатость которой можно почувствовать через экран, а у вас то же самое в серой заливке — понятно, кто получит работу.

Само собой, если в вашей компании есть специалист по текстурам, то все ок. Однако устроиться в компанию с разделением обязанностей получается не у всех. Обычно требуется многорукий Шива: по совместительству 3D-шник, который и концепт-арт доработает, и освещение выставит, и визуализацию в Photoshop обработает. Если вы делаете только заготовки, это станет проблемой.

Не знаете азов рисования — нестрашно, научитесь в процессе. Элементарные знания рисунка не так сложно освоить, как кажется. По сути, рисование как таковое вам и не понадобится, но вот основы арта придется изучить.

Многое зависит от желания человека. Выпускник художественного вуза имеет чувство вкуса и талант, но ленится работать и программы осваивает кое-как. А другой красил только забор на даче, но настолько увлечен моделированием, что учится в процессе и обгоняет своих образованных в художественной сфере коллег.

Миф 2. 3D-моделлером может стать каждый

Нет. Простого желания зарабатывать и развиваться недостаточно для успеха в этой профессии, хотя это тоже очень важно. Что касается личных качеств (не путать с навыками), то очень неплохо, если вы:

  • Хорошо чувствуете пространство, любите покрутить в уме предметы.
  • Наделены способностью к обучению, поскольку сфера 3D-моделирования меняется быстро.
  • Готовы работать в команде и прислушиваться к смежным специалистам.
  • Обладаете наблюдательностью — пригодится для подбора референсов.
  • Вам нравится проводить большую часть дня за компьютером.

Креативность, внимание к деталям, а главное, понимание вещей, которые моделишь, обязательны. Если вам свойственны трудолюбие, терпение, усидчивость — это тоже большой плюс.

Миф 3. Творческая профессия

И да и нет. Конечно, способность генерировать идеи нужна. Однако не должна вызывать разочарование другая сторона работы, а именно повседневный рутинный труд, где нужно просто в точности соблюсти ТЗ (техническое задание).

Да, моделлер решает, как выглядит результат, но полная свобода действий — редкость. Часто встречаются конвейерные заказы. Недаром одно из самых ценных качеств моделлера — способность максимально точно воспроизвести рисунок или чертеж. Вообще, сфера 3D-арта создается усердным и по большей части монотонным трудом. Обычно за компьютером специалист проводит от 8 часов в день, нередки переработки перед сдачей проекта.

Отдельно стоит упомянуть правки, которые не надо воспринимать как покушение на внутренний мир криейтора, а просто спокойно сделать. Нужно отмоделить то же самое, но с перламутровыми пуговицами, — значит нужно. 3D-модель проходит несколько этапов согласований, поэтому доработки — вполне нормальное явление.

Не стоит также забывать, что 3D-моделлер всегда работает в команде. Концепт-художники разрабатывают идею и набросок, 3D-дизайнер прорабатывает детали и отдает модель на утверждение арт-директору. Затем 3D-шник создает объемную модель и отдает 3D-аниматору, визуализатору и т. д. Также модель проверяют тестировщики.

Весь этот процесс сопровождается совещаниями, взаимными доработками и рекомендациями. Поэтому пригодятся коммуникабельность, умение представить свое видение проекта и грамотно изложить свои мысли.

Общий анализ профессии

Если вы хотите работать в сфере 3D-моделирования, полезно подробно изучить обязанности, требования к специалистам, уровень зарплаты и др. В качестве примера проанализируем профессию 3D-моделлера в геймдеве.

1. Востребованность

Рынок игровой индустрии нуждается в специалистах-моделлерах — за последние годы появилось много новых студий, нанимающих моделлеров в штат и удаленно.

Шкала роста игровой аудитории в мире, 2015–2023 гг.
Шкала роста игровой аудитории в мире, 2015–2023 гг.

Потребность в 3D-моделлерах только растет. Так, в 2023 году ожидается выход GTA 6, Fallout: New Vegas 2 и др., не говоря о множестве менее масштабных проектов. Всем студиям, выпускающим игры, необходимы люди, которые будут моделить игровую среду.

2. Конкуренция

Как и в любой глобализированной профессии, конкуренция очень высокая. Успеха добиваются те, кто реально готов много трудиться.

Уровень конкуренции в сфере 3D-моделинга
На октябрь 2022 года на 1 вакансию приходится 291 резюме (по данным сайта HeadHunter)

В более узких сферах конкуренция меньше. Есть специалисты, разрабатывающие только одежду или только волосы персонажей. У них больше шансов получить место, если нужен именно узкий специалист.

3. Зарплата.

Оплата труда 3D-моделлеров зависит от ниши. Геймдев — самая высокооплачиваемая, далее идут анимация и кино. Профессиональные 3D-моделлеры (фанаты своего дела, готовые проводить за компьютером большую часть времени) зарабатывают очень прилично. Не сразу, а пройдя длинный путь обучения и практики.

Конечно, многие студии предпочитают брать перспективных кандидатов с уровня junior, но сразу уровня в 3–10 зарплат ждать не стоит. Достигнуть дохода в $2000–3000 можно через 3–5 лет.

Средняя зарплата 3D-моделлера в РФ
Средняя зарплата 3D-моделлера в РФ

Зарплата опытных специалистов за рубежом начинается от $5 000 и выше. Сегодня среди 3D-шников наблюдается тенденция к работе с иностранными студиями удаленно, т. к. условно зарабатывая одну и ту же сумму в РФ можно обеспечить себе более высокий уровень жизни, чем в США, где больше половины зарплаты будет уходить на уплату налогов, аренду жилья и страховку.

В целом для 3D-моделлеров плюсами можно назвать:

  • высокую востребованность, которая будет расти;
  • возможность выхода на зарубежные рынки;
  • высокую заработную плату.

Минусы тоже есть:

  • повышенная конкуренция;
  • сложность в изучении программ.

Обучение профессии

Когда вы выберете направление в моделировании и ответите себе на вопрос «Зачем мне это и чего я хочу достичь?», можно переходить к обучению. Мы составили системный план развития на первоначальном этапе. Далее — базовые шаги для всех, кто решил посвятить себя 3D.

Что нужно знать и понимать 3D-моделлеру

  • Законы классического рисунка и создания скульптур. Элементарные знания рисунка помогут лучше прочувствовать модель и быстро донести мысль до коллег. Хорошо, если вы будете лепить из глины или пластилина, чтобы лучше чувствовать пластику, форму и глубину и в целом развивать видение моделлера.
  • Рабочие инструменты 3D-моделлера для создания и редактирования проекта: понимание топологии, расчет полигонов, размерность, умение делать качественную UV-развертку, ретопологию и др.
  • Нишу, в которой он работает. Если вы моделите корабль, то делаете канат и иллюминатор, а не веревку и окошко. 3D-шнику требуется понимание начинки и составных частей модели, хотя бы для того, чтобы не представлять свой проект со словами «вот эта вот штуковина».
  • Английский язык. Пригодится знание профессиональных терминов, т. к. большинство материалов и руководств не переведено на русский язык. Да и интерфейс программ понимать будет намного проще. При желании вы сможете работать с зарубежными компаниями, а это перспективы профессионального роста и новый уровень заработной платы.

Иногда в сложных нишах требуются моделлеры, имеющие базу высшего образования в инженерной, медицинской или IT-сфере. Если ваше образование совпадает с нишей разработки — это большой плюс и преимущество перед соискателями.

Что должен уметь 3D-моделлер

  • Моделить на достаточно хорошем уровне. Профессиональный 3D-моделлер может смоделировать с нуля все что угодно. Он должен уметь применять в работе разные способы создания 3D, создавать реалистичные модели, раскрашивать модель и др.
  • Пользоваться возможностями программ. Уметь настраивать рендер, работать со светом, PBR-материалами, текстурами, плагинами и модификаторами, импортировать объекты и сцены.
  • Подстраиваться под возможности компьютера. В задачу создания модели входит требование соблюсти ограничения в памяти и производительности железа или максимально облегчить модель без потери качества.
  • Вносить изменения в готовые модели и работать с обратной связью. Проходя через этапы разработки, модель существенно видоизменяется, поэтому нужно быть готовым вносить поправки исходя из рекомендаций коллег.
  • Работать быстро. Зачастую умение работать быстро ценится даже больше, чем умение работать хорошо. Если вы делаете идеальные модели, но тратите на них в 2–3 раза больше времени, чем другие, работодатель найдет более продуктивного кандидата.
  • Сотрудничать с командой смежных специалистов и соблюдать поставленные сроки. Быстрая и слаженная работа при стабильной выдаче результата высокого качества — признак моделлера-профи.

Программы, которыми пользуются 3D-моделлеры

«Какую программу выбрать для 3D-моделирования?» — вопрос, который волнует всех новичков, и вопрос это неправильный. Объясним почему.

Представьте, что вы пришли в спортзал и говорите тренеру: «Хочу заниматься. Какой тренажер мне выбрать?», а вам в ответ: «Рекомендую комплекс из подъема гантелей и беговой дорожки». При этом вы весь год только и делали, что качали руки, и тягать веса вам не очень-то и нужно. Гораздо полезнее, например, укреплять спину. А бегаете вы по утрам в лесу.

К чему этот пример? Во-первых, чтобы показать, что сначала необходимо определиться с направлением, в котором вы себя видите. Ну а во-вторых, напомнить, что физическая активность — это реально важно. Работа все-таки сидячая.

Все программы 3D хотя и содержат базовый набор функций, однако каждая из них лучше приспособлена для разных задач и направлений. Поэтому разумнее сначала наметить наиболее интересное направление 3D-моделирования для себя, а потом подбирать софт, наиболее адаптированный под ваши задачи.

Сегодня 3D-шники практически никогда не ограничиваются одной программой. Обычно требуется несколько основных программ + плагины + экспорт из одной в другую.

Разберем, для каких целей подходят программы моделирования, чтобы было легче ориентироваться в выборе.

  • 3ds Max — популярный редактор в игровой и киноиндустрии, обычно используется для дизайна и архитектурной визуализации. Подойдет для инженерного моделирования и создания статичных объектов.
  • 4D Cinema — программа с широким функционалом и понятным интерфейсом, часто используется в рекламе и моушен-дизайне. Отлично подойдет для анимации.
  • Maya — универсальный 3D-редактор, которым пользуются крупнейшие студии, создающие фильмы и анимацию. Расширенный функционал для скульптинга.
  • ZBrush — программа, ориентированная на 3D-скульптинг. Есть много кистей для проработки деталей.
  • Blender — бесплатная программа для моделирования, анимации и создания визуальных эффектов. Из минусов можно отметить скромные возможности лепки.

Программ для новичков как таковых нет, весь софт для 3D-моделирования рассчитан на профессионалов. Этого не стоит пугаться, просто на начальном этапе вам не понадобится весь функционал. После освоения базового набора инструментов моделирования можно переходить к текстурированию, а затем к рендерингу сцены.

Интерфейс программы Blender
Интерфейс программы Blender. Сначала будет сложно и непонятно.

Если вы совсем новичок и теряетесь в выборе, то можете начать с наиболее приглянувшейся программы из списка выше. Ничего страшного, если в процессе погружения вы решите перейти на другой софт — например, имея уже освоенную базу Blender, легче освоить вторую прогу, скажем 4D Cinema или Maya. А если бесконечно сомневаться и перебирать варианты, есть риск забросить моделирование даже не попробовав.

Способы обучения

Где учиться на 3D-моделлера — зависит от вашего возраста, опыта и местоположения. Существуют три способа обучения, которые можно комбинировать между собой или выбрать один.

Обучение в вузе

Этот вариант больше подойдет тем, кто учится в школе. Для устройства на работу за рубежом диплом об окончании высшего учебного заведения тоже пригодится. Специальности 3D-моделлера в вузах нет, зато есть наиболее приближенные направления.

Итак, где учиться на 3D-моделлера в России:

1. МИРЭА (Российский технологический университет, Москва)

Направления (больше подходят для геймдева и создания реалистичных сред):

  • Проектирование и разработка сред и приложений дополненной и виртуальной реальностей.
  • Дизайн сред смешанной реальности.
  • Разработка и дизайн компьютерных игр и мультимедийных приложений.
  • Технологии визуального программирования.

2. УрФУ им. Б. Н. Ельцина (Уральский федеральный университет)

Направление: дизайн.
Готовит специалистов для создания авторских дизайнерских разработок разных техник и направлений дизайна.

3. СевГУ (Севастопольский государственный университет)

Направление: геоинформационные технологии и 3D-моделирование.
Готовит специалистов на основе данных дистанционного зондирования Земли, технологий AR/VR, 3D-моделирования.

4. СПбПУ (Санкт-Петербургский политехнический университет)

Направление: технологии виртуального прототипирования в машиностроении.
Готовит специалистов в инженерной сфере.

5. МИТУ (Московский институт технологий и управления)

Направление: компьютерная графика.
Готовит специалистов в области создания изображений и обработки визуальной информации.

Данный список вузов общий, указывающий на варианты направлений. Больше информации о вузах для 3D-моделлера можно посмотреть на этой странице.

Если практика в вузе не затрагивает специфических навыков в 3D-моделировании, обучение на 3D-моделлера полезно дополнить самообразованием. Это актуально для узких специализаций, например визуализации интерьера или игровой индустрии.

На заметку. Профильное образование художника или дизайнера в России — это не самое главное. Говоря честно, работодатели в сфере 3D-моделинга смотрят не на диплом, а на портфолио и адекватность кандидата.

Онлайн-курсы для 3D-моделлера

Перед тем как выбрать курс, определитесь с направлением, в котором вы планируете работать, — так вы сможете подобрать обучение, наиболее точно соответствующий вашим задачам.

1. Курсы для новичков

Курс “3D моделирование для начинающих” от Skillbox.

Курс “3D моделирование для начинающих” от Skillbox

Онлайн-курс от востребованной платформы Skillbox, подходящий новичкам, графическим и веб-дизайнерам, а также архитекторам.

Ученик освоит этапы 3D моделирования, подбор референсов, создание моделей для игр и кино, доработку трехмерных моделей, работу с фактурой и цветом, создание анимаций и реалистичных рендеров. При желании студент может вступить в практическую лабораторию по разработке игр GameBox, если интересуется геймдевом.

В конце обучения будет 6 проектов в портфолио. Продолжительность курса индивидуальная. Есть рассрочка на 24 месяца.

Ссылка на курс: https://skillbox.ru/course/3d-modelirovanie/.

Курс “3D художник” от Нетологии.

Курс “3D художник” от Нетологии

Обучение трехмерному моделированию и анимации от престижной онлайн-школы Нетология. Программа обучения подходит для изучения профессии с нуля, а также начинающим 3D-художникам, 2D-художникам, дизайнерам, инди разработчикам.

В процессе обучения студент научится моделировать трехмерные объекты, создавать трехмерных персонажей, создавать текстуры, анимировать 3D-объекты, передавать настроение моделей (трехмерных), работать с геометрией.

Ученик получит не только знания и навыки, но и сделает 5 полноценных работ, которые попадут в портфолио. Курс продолжительностью 8 месяцев. Есть рассрочка на 24 месяца.

Ссылка на курс: https://netology.ru/programs/3d-artist.

Курс “Предметный дизайнер” от GeekBrains.

Курс “Предметный дизайнер” от GeekBrains

GeekBrains представляет курс по предметному дизайну, который основывается на 3D-моделировании. Обучение подойдет любому, кто хочет научиться создавать трехмерные модели. Студент научится работать в Adobe Photoshop, Adobe InDesign, ArchiCAD, 3ds Max.

В конце обучения он получит диплом о профессиональной переподготовке, а в портфолио будет 4 сильных проекта. Продолжительность обучения зависит от выбранного тарифа: от 12 до 36 месяцев. Есть рассрочка до 36 месяцев.

Ссылка на курс: https://gb.ru/geek_university/design/modeling-3d.

2. Курсы по конкретным направлениям

Курсы по 3D-моделированию от Skillbox.

Курсы по 3D-моделированию от Skillbox

В Skillbox есть различные обучающие программы, которые касаются 3D-моделирования. На странице, указанной ниже, можно ознакомиться с каждым курсом и выбрать подходящий для себя. Например, освоить светодизайн, если не удается именно этот элемент создания трехмерных сцен.

Ссылка на курсы: https://skillbox.ru/courses/3d-modelirovanie/.

Курсы по 3D-моделированию от Contented.

Курсы по 3D-моделированию от Contented

В онлайн-школе дизайна Contented есть курсы, посвященные 3D-моделированию. Можно пройти следующие программы обучения: “Моушн-дизайнер ПРО”, “3D Artist”, “Моушн-дизайнер”, “After Effects”, “Blender”, “Cinema 4D”.

Почитать подробнее про каждый курс можно на странице: https://contented.ru/courses/3d-modelirovanie.

3. Курсы для желающих попасть в геймдев

Курсы по 3D-моделированию от XYZ School.

Курсы по 3D-моделированию от XYZ School

XYZ School обучает профессиям в индустрии разработки видеоигр, поэтому для тех, кто хочет попасть в геймдев, платформа отлично подойдет. Так как в создании игр большую роль играет 3D-моделирование, в онлайн-школе есть много курсов данной направленности. Можно найти как общие программы обучения для новичков, так и курсы, посвященные конкретному софту или навыкам.

Ссылка на страницу с курсами: https://www.school-xyz.com/courses#!all/3d.

Онлайн-школа XYZ предоставила нашему сайту уникальный промокод PROFIWAY, который дает скидку 10% на любой курс. Действует промокод до 30.04.2024.

Дополнительные курсы от онлайн-школы XYZ School (упор на геймдев):

  • курс Draft Punk для обучения 3D моделированию с нуля, доступный в стандартном и расширенном формате, идет 6 и 11 месяцев соответственно;
  • курс Styl, посвященный созданию стилизованных трехмерных персонажей с интересным силуэтом, текстурами и анимациями, длится 6 месяцев;
  • курс Hand Paint по созданию рисованных текстур и объектов, длящийся 3 месяца;
  • курс Hard Surface Lite, в котором научат основам работы в Fusion 360 и созданию первого Hued Surface ассета, состоит из 9 уроков;
  • курс Hard Surface, являющийся полным и посвященный созданию 3D-концептов Sci-Fi жанра, идет 5 месяцев;
  • курс по текстурам, который научит создавать текстуры оружия, одежды, элементов окружения с нуля, длится 4 месяца;
  • курс по профессии художника по окружению, который научит создавать 3D-сцены в Unreal Engine, идет 5 месяцев.

Варианты очного обучения 3D-моделированию:

  • курсы по 3D-моделированию от 3d lab studio, которая предоставляет как очное обучение в Москве, так и дистанционное;
  • курс по 3D моделированию в 3ds Max от Easy UM, которые проводятся в формате онлайн-вебинаров, занятий в аудитории (Москва), видеолекций.

Самостоятельное обучение

Как научиться 3D-моделированию самостоятельно? Первое, с чего следует начать 3D-моделлеру, — наметить для себя план развития.

Перед тем как мы перейдем к полезным ссылкам, нужно отметить важную вещь. 3D-моделлер может учиться только в цифровом пространстве, используя только компьютер и планшет. А может дополнить обучение навыками ручной графики и лепки. Преимущество рисунка от руки и создания реальных моделей из глины/пластилина — это более глубокое понимание пространства и объема, которые программы практически не развивают.

Вы можете изучать программы, параллельно рисуя от руки и делая реальные скульптуры. При изучении только инструментария и возможностей программ есть риск самообмана, поскольку программы заточены на упрощение и обходные пути. Например, пользуясь плагином для ограничения подвижности персонажа, можно так и не научиться чувствовать движение. Этот своеобразный костыль сильно упрощает работу, но делает моделлера отчасти беспомощным и зависимым.

С чего начать изучение 3D-моделирования, решать вам. Мы рекомендуем дополнить ваше обучение реальной практикой работы с настоящими материалами, но если вы предпочитаете работать исключительно в диджитал-среде, просто пропустите первый пункт.

Приблизительный план самостоятельного обучения для 3D-моделлера

  1. Рисовать и лепить. Так вы выучите формы и приобретете понимание модели. Проблема компьютера в том, что вы не учите форму, а учите технологии. Возможно, для вас эффективнее начать с традиционных способов обучения в офлайне.
  2. Выбрать наиболее подходящий софт исходя из ваших целей. Мы примерно описали функции самых популярных программ. Также рекомендуем подробнее ознакомиться с этой темой.
  3. Изучить интерфейс и базовые инструменты. Тысячи окошек и функций могут напугать неподготовленного пользователя, однако на начальном этапе большинство из них вам не пригодятся. Начните с освоения базы.
  4. Освоить экспорт из одной программы в другую. Что-то лучше работает в одной программе, что-то в другой, поэтому научиться правильно переносить модели очень важно.
  5. Научиться создавать простые 3D-модели. Начните с малого количества полигонов или попробуйте лепку на примитивах. Когда научитесь делать простые модели качественно, переходите к более сложным.
  6. Освоить детализацию. Добавляйте неровности, повреждения, детали и др.
  7. Изучить пайплайн (хайполи, лоуполи, UV-развертка, запекание, текстурирование, свет, драфт, подача) для создания полноценной модели.

Не забывайте читать книги по 3D-моделированию и просматривать работы других моделлеров, подмечать интересные фишки и решения. Изучая кейсы, можно учиться — при достаточной насмотренности вы будете представлять, на каком ПО создана модель, понимать технологию моделирования, количество полигонов и т. д.

Дополнительно рекомендуем посмотреть очень полезное видео, в котором подробно расписан план изучения 3D:

Материалы для самообучения

Примечание автора сайта: хоть мы и размещаем большое количество полезных ссылок, но в любом случае вам нужно будет самостоятельно искать обучающие материалы, которые относятся к вашему направлению и соответствуют вашему уровню профессионализма. Мы лишь стараемся задать правильный вектор для дальнейшего поиска.

Список некоторых книг для будущего 3D-моделлера:

  • Николай Ли «Основы учебного академического рисунка».
  • Сергей Цыпцын «Понимая Мауа».
  • Боаз Ливны «Mental Ray для Maya, 3ds Max и XSI».
  • Серова М. «Учебник-самоучитель по графическому редактору Blender 3D».
  • Корсаков С. В. «Моделирование 3D-объектов в Cinema 4D».

Первый опыт и поиск работы

Даже самое полное обучение не заменит практику. Как только вы изучили основы, приступайте к поиску реальных проектов.

Обязанности, требования и задачи

Посмотрим, какие требования встречаются в вакансиях для 3D-моделлеров:

Пример вакансии 3D-моделлера

Пример вакансии 3D-моделлера 2

Пример вакансии 3D-моделлера 3

Пример вакансии 3D-моделлера 4

Как видим, задачи 3D-моделлера зависят от самого работодателя и сферы его деятельности. Однако от соискателей всегда требуется хорошее знание инструментов и способов моделирования, реалистичность и техническая грамотность.

График работы зависит от организации, в которой работает моделлер. В одних студиях допускается свободный график при условии выполнения задач, в других есть временной регламент. Иногда работодатель разрешает работникам выбрать наиболее комфортный график с 9–12 утра до 17–20 вечера.

Как получить первый опыт

Прежде всего, необходимо научиться основам 3D-моделирования и собрать портфолио. Мы уже поговорили о трех возможных путях для начала работы — учиться в вузе, пройти курсы, заниматься самостоятельно или совмещать несколько видов обучения.

Не нужно думать, что для поиска работы вам нужно стать суперпрофи — для освоения базовых навыков потребуется 2–3 месяца плотной работы, на создание портфолио уйдет еще 1–2 месяца (при условии, что тратите все свое время только на обучение).

Вы можете попасть на стажировку, если студия берет людей на бесплатное обучение для трудоустройства на перспективу. Например, на сайте students.superjob.ru вы найдете вакансии для стажеров.

После обучения и достаточной практики начинающему 3D-моделлеру можно получить опыт работы в студии. Здесь достаточно высокая конкуренция, но при наличии хорошего релевантного портфолио и грамотного сопроводительного письма есть шансы получить стабильную работу с возможностью нарабатывания необходимого опыта в комфортной обстановке.

Новичок вполне способен работать с организациями на аутсорсе. Зачастую в офисе присутствуют только арт-директор с менеджерами, а все художники, дизайнеры и моделлеры работают удаленно как подрядчики.

Совет. Многие компании выращивают специалистов сами. Поэтому внимательно изучите корпоративные стандарты и в резюме дайте понять, что вы изучили специфику и задачи, стоящие перед потенциальным работодателем. Если вы покажете заинтересованность и знание потребностей компании, это значительно выделит вас из массы конкурентов и повысит шансы на трудоустройство.

Сбор портфолио и создание резюме

Есть несколько правил оформления портфолио 3D-моделлера:

  1. Выкладывайте только лучшие модели. Не нужно размещать все свои работы, выберите самые достойные, даже если их 10–15 штук.
  2. Публикуйте работы, которые вы готовы делать в дальнейшем. Если заказчик увидит у вас множество моделей автомобилей, а на собеседовании окажется, что вы не планируете их моделировать и вообще вам больше нравится делать окружение — это сродни обману.
  3. Не оставляйте изображения без подписей или тестового описания. Еще лучше, если вы представите работы как кейсы — опишете задачу, как вы ее решали и к какому результату пришли.
  4. Адаптируйте портфолио под конкретного заказчика. Так вы сделаете свою заявку максимально прицельной и интересной.
  5. Не забывайте регулярно обновлять портфолио. Убирайте модели, которые вы научились делать лучше и заменяйте их на свежие работы.

Лайфхак. Если у вас немного работ, компенсируйте малое количество грамотной подачей — сделайте описание выполненной задачи и создайте единое оформление.

Где искать работу 3D-моделлеру

Первое, что нужно знать 3D-моделлеру при поиске работы, — более 70% работодателей предпочитают не размещать объявления с вакансиями, а искать работников среди резюме сами. Поэтому помимо вопроса «Где искать вакансии 3D-моделлера?» стоит позаботиться о присутствии вашего портфолио на профильных ресурсах.

Вот некоторые из сообществ по 3D-моделированию:

Как вариант — работа с заказчиками напрямую, но это путь для специалистов с опытом. Важно уметь не только моделить, но и договариваться, понимать маркетинговые цели, задачи.

Фриланс. Похоже на аутсорс, однако предполагает еще больше организованности, ответственности и самостоятельности. Подойдет продвинутым и уверенным в себе моделлерам, которые ценят свободу и возможность самостоятельно планировать свой график.

Список фриланс-бирж и сайтов по поиску вакансий для 3D-моделлера:

  • FreelanceHunt;
  • FreeLance.ru;
  • Fl.ru;
  • UpWork (международная платформа);
  • Avito.ru;
  • hh.ru;
  • Карьерист.ру;
  • Trudvsem.ru;
  • Superjob.ru;
  • Zarplata.ru;
  • Indeed (международная платформа);
  • GorodRabot.ru.

Имейте в виду, что работодатели часто пишут вместо «3D-моделлера» «3D-художник», «3D Artist» или «визуализатор».

Как проходит собеседование

Собеседование для 3D-моделлера обычно содержит демонстрацию портфолио, просьбу сделать тестовое задание и ответить на вопросы. Вас спросят про ваш опыт, программы, которыми вы пользуетесь, какие вы знаете технологии моделирования.

Длительность собеседования зависит от компании. Оно вполне может растянуться на 5–6 часов, если тестовое задание объемное. Обязательно возьмите с собой ноутбук или планшет. Если распечатаете портфолио на хорошей качественной бумаге, это произведет впечатление.

Дополнительно рекомендуем прочитать историю 3D-моделлера, который делится опытом поиска работы

Что делать, когда вы стали профессионалом

3D-моделлер, проработавший в студии 2–3 года, может претендовать на должность арт-директора или лид-моделлера. Такие специалисты контролируют качество работы, распределяют задачи, обучают новичков.

Когда вы дорастете до Senior, то уже сможете выбирать самые интересные заказы. А если захотите что-то более серьезное, то cможете открыть собственную студию.

Если вы захотите опубликовать свою историю становления профи, мы будем рады разместить её на нашем сайте!

Истории и советы профессионалов

  • Видеоистория от YuriyFyr о начале пути и прогрессе в моделировании.

  • Видеорассказ на канале BigStalker 3D о пути в 3D с нуля за 1,5 года + ударная доза мотивации.

Полезные ссылки и сервисы

  • Render.ru — крупнейший в России ресурс по компьютерной графике и анимации.
  • Gamedev.ru — форум для всех, кто работает в сфере 3D-графики.
  • Англоязычный ресурс 80.lv с обучающими статьями, плагинами, новостями.
  • Видеоблог Poliigon про 3D-моделирование на английском языке.
  • Группа ВК «Мир 3D» для начинающих и профессионалов.
  • Телеграм-канал CGTelegram — новости о CG-мире и 3D-графике.

Полезные сервисы для 3D-моделлера:

  • Сайт artist-3d.com — бесплатные 3D-модели в форматах 3ds, obj, pz3, pp2, max, mb.
  • Сайт textures.com с большим количеством реалистичных текстур.
  • Видео «Глупые вопросы 3D-моделлеру».

 

  • Видео «Как зарабатывать на 3D-моделях?»

Заключение

3D-моделлер — интересная востребованная профессия, способная стать делом всей жизни и обеспечить достойный доход. Да, обучение 3D — это непросто, да и в сети гуляет куча предрассудков о профессии — что нужно буквально обладать геном 3D-шника, а иначе ничего не светит. Все это ерунда.

Порог входа в профессию довольно высокий, однако начать можно и с базовыми знаниями. Если вы действительно чувствуете тягу к моделированию, у вас все получится, главное — идти к своей цели постепенно и не сворачивая. А мы желаем вам удачи!

Если вы хотите дополнить нашу статью, всегда рады пообщаться в комментариях.

В статье присутствует реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

Оцените статью
( 12 оценок, среднее 5 из 5 )
Profi Way - твой путь профессионала
Добавить комментарий