Большой гайд для начинающих нарративных гейм-дизайнеров: с чего начать, где учиться, поиск работы и другая важная информация

Общая рубрика

Вы мечтаете создавать игровые миры и реально влиять на то, что пользователь увидит на своём экране при запуске игры? Хотите стать нарративным дизайнером?

Если вы уже задумываетесь о получении профессии нарративщика или только планируете её освоить, редакция Profi Way подготовила эту статью именно для вас. Вы узнаете, чем действительно занимается нарративный дизайнер на своём рабочем месте. Правда ли нужно уметь рисовать, сочинять музыку и программировать одновременно? Или же нужно что-то иное?

Мы расскажем, что нужно изучить для входа в это направление геймдева, какие существуют способы обучения и как найти первую работу. Мы подобрали уникальные материалы, изучили и проанализировали множество источников — и всё это для того, чтобы помочь вам решиться сделать первые шаги к становлению в новой профессии, учитывая, что существует множество путей в профессию и что каждый из нас уникален.

Если вам интересно, как стать нарративным дизайнером, прочтите нашу статью! Можете сохранить её в закладки, так она не потеряется.

О профессии

Сначала предлагаем прийти к общему пониманию, кто же такой нарративный дизайнер.

Нарративным гейм-дизайнером называют специалиста, ответственного за формирование истории и повествования в процессе разработки игры. Его главная задача — с помощью элементов геймплея, в первую очередь текста, графики и звука, сформировать правильное восприятие игроком событий и идей, которые разработчики хотели донести.

Не стоит путать это направление с профессией игрового сценариста. Главное отличие в том, что задача нарративного дизайнера — в повествовании через геймплей, т. е. оформление непосредственно игрового контента, в то время как сценарист чаще всего отвечает за разработку первичного сюжета.

Главными качествами нарративного гейм-дизайнера являются:

  • высочайший уровень грамотности;
  • внимательность к деталям;
  • богатое воображение;
  • умение работать с текстом в разных форматах — от написания диалогов до описания локаций и персонажей, механик.

Последнее накладывает небольшие дополнительные обязательства на специалиста. Помимо литературного таланта, нарративщику желательно обладать также некоторыми техническими знаниями — как минимум разбираться в игровых движках, графических пакетах и ПО для создания игр.

Такие требования предъявляют к уровню Middle (работник с практическим опытом 2–4 года), Junior (работник, только начинающий свой трудовой путь) спокойно может обойтись без этих знаний и получить их в процессе работы. Однако со временем потребуется понимание работы механик, их сложности и возможности реализации с помощью инструментов, имеющихся в распоряжении команды.

Ещё один важный аспект этой профессии — лидерские качества. В процессе создания сюжета нарративщик постоянно взаимодействует с другими членами команды, техническими исполнителями (художниками, аниматорами, разработчиками) и должен уметь донести до них свою идею и убедить в необходимости её реализации в нужном ему виде, а также необходимо уметь принимать критику в свой адрес и адекватно её воспринимать (безусловно, разделяя между собой здравые замечания и токсичность отдельных членов команды).

Очень рекомендуем посмотреть видео, чтобы лучше понимать суть профессии:

Теперь, немного разобравшись с тем, чем придётся заниматься в профессии, перейдём к главному — поговорим о первых шагах!

С чего начать будущему нарративному гейм-дизайнеру?

Решившись стать нарративным дизайнером, важно ответить на 3 вопроса, ответы на которые позволят определить, насколько вам действительно интересна данная профессия.

Интерес к сфере и желание в ней работать

Отметим сразу, нарративный дизайнер — это творческая профессия, она требует определённого склада характера.

Обучаясь этому направлению, важно понимать, что потребуется постоянный поток креативных идей и решений, поиск чего-то нового, что можно было бы реализовать в проекте. Необходимы начитанность и насмотренность. Задача гейм-дизайнера — быть настоящим генератором новых идей, постоянно выдумывать что-то новое в сфере, где, казалось бы, уже давно всё придумано. Но каждый раз новая игра должна быть преподнесена покупателю особенным образом, чтобы увлечь его и мотивировать остаться в игровом мире надолго.

Ещё один важный фактор — постоянное самообучение. Нарративный гейм-дизайнер не может научиться один раз и на всю жизнь. В отличие от профессий, где лишь изредка необходимо обновление знаний, нарративщик постоянно следит за новыми трендами, интересными решениями коллег, разработками игровой и компьютерной индустрии.

Важен интерес к самим играм и желание подмечать новое не только в игровом мире, но и в своём окружении, что можно было бы превратить в новое рабочее решение. Если вы ведёте такой образ жизни или готовы к нему — добро пожаловать в профессию! Если же нет, мы рекомендуем обратить внимание на какое-то другое направление. Иначе достаточно быстро произойдёт эмоциональное выгорание.

В этом случае профессия нарративного дизайнера, сколь бы хорошо она ни оплачивалась, быстро прекратит приносить даже минимальное удовольствие. Дальше единственное стремление — дождаться ближайших выходных и уйти от работы. С таким настроем говорить об успехе в профессии не приходится. Да и чем она будет отличаться от любой другой рутинной работы, вызывающей те же самые эмоции?

Резюмируя всё вышесказанное: чтобы стать действительно хорошим специалистом, потребуется немалая мотивация. Если вы действительно хотите разрабатывать игровые миры и руководить созданием того, что игрок увидит на своём экране, тогда получится одолеть любые препятствия.

Спросите сами себя: вы любите сочинять различные истории? А рассказывать их другим людям? Прорисовываете в голове персонажей, их окружение, место, где происходит действие, когда читаете книги? Нравится ли вам читать о технических новинках? Если ваш ответ  «Да!», тогда идём дальше!

Понимание профессии

Второй важный шаг — понимание рабочего процесса. Необходимо чётко понимать, в чём заключается работа и как проходит ежедневный рабочий процесс.

Также стоит заранее определиться с типом работы: возможно, вы хотите быть офисным работником на полную ставку, активно участвующим в жизни команды, или же вам хочется работать удалённо. Какие проекты вы хотели бы вести в перспективе, когда наберётесь опыта.

На рабочем месте от нарративного гейм-дизайнера может потребоваться:

  • Создавать и прорабатывать игровой сюжет.
  • Писать живые диалоги героев.
  • Придумывать различных существ для истории, описывать их особенности и возможности.
  • Генерировать ключевые повороты сюжетной линии.
  • Писать технические задания для специалистов на грамотном и понятном для них языке (стоит освоить навык написания USER STORY).
  • Подбирать референсы для художников.
  • Выбирать игровые механики и их применение в игровом процессе.
  • Активно взаимодействовать с командой.
  • Самостоятельно тестировать основные элементы игры как на стадии разработки, так и непосредственно перед релизом.

Не нужно пугаться и думать, что нарративный дизайнер выполняет работу за всю команду, тогда как те же художники, программисты, тестировщики и прочие специалисты отдыхают в стороне, потягивая уже вошедший в легенды смузи. Их задачи, несмотря на кажущуюся схожесть, серьёзно отличаются. На примере тестировщика разберём эти различия.

Задача тестировщика — проверить общую работоспособность получившейся игры (или отдельного квеста, фрагмента) и отсутствие видимых багов. Однако только сам нарративщик может оценить, насколько игровой процесс соответствует в реальности тому, что изначально было задумано. Или же потребуются корректировки.

В своём отчёте он также должен уметь выделить, что именно нужно поменять. Это же касается и отдельных случаев работы с графикой или ПО — часто необходимо показать профессионалу, что конкретно хочет увидеть нарративщик в результате работы, а сделать это можно только на практике.

Возвращаясь же к вопросу типа работы — для нарративных дизайнеров всё достаточно свободно и зависит в основном от компании, где будет работать специалист. Некоторые студии до сих пор предпочитают совместный мозговой штурм, в то время как более современные их коллеги предпочитают периодически проводить совещания онлайн, а значит, можно работать из дома. Однако стоит быть готовым, что 30 и более процентов рабочего времени будут составлять созвоны с руководителями и членами команды для обсуждения деталей.

Рекомендуем посмотреть видео про рабочие процессы нарративного дизайнера:

Общий анализ профессии

Разобравшись со смысловым наполнением и рабочей стороной профессии, давайте обсудим её практическую составляющую. Что же профессия представляет собой на практике и какие имеет достоинства и недостатки.

Также есть дополнительный ряд аспектов профессии, который нужно обдумать заранее. Представьте себя готовым специалистом и подумайте, насколько профессия востребована в том регионе, где вы живёте. Вы легко найдёте работу, от вас потребуется переезд или же у вас есть возможность работать удалённо? На какой уровень заработной платы вы рассчитываете и устроит ли она вас? Получите ли удовлетворение от нового социального статуса и социальной значимости? Внутреннее согласие по всем этим критериям также очень важно.

Главными плюсами профессии нарративного гейм-дизайнера являются:

  • Интересная и многогранная работа.
  • Довольно высокая оплата труда (даже на стартовых позициях она достигает 40 тысяч рублей в месяц и может достигать 180 тысяч в крупных проектах). Зарплатная вилка зависит в первую очередь от опыта работы и сложности реализуемого проекта.
  • Профессия появилась сравнительно недавно, и этот рынок пока не насыщен большим количеством специалистов, что упрощает вход.
  • Подобные специалисты востребованы не только в сфере GameDev, но также и в ряде смежных областей.
  • Есть возможность работать как в офисе, так и удалённо (в том числе работая фрилансером и берясь за небольшие кусочки проектов).

Общие недостатки профессии:

  • Высокий уровень требований даже на стартовых позициях. Требуется большое количество разнообразных умений и навыков.
  • Необходимость непрерывного самообразования и освоения новых технологий.
  • Творческая профессия, требующая постоянного вдохновения.
  • При отсутствии опыта найти работу не так просто. Но как это преодолеть, мы расскажем вам ниже.

Разобравшись с основами профессии, предлагаем теперь перейти к следующему этапу — обучению!

Обучение на нарративного дизайнера

Теперь предлагаем обсудить, каким будет обучение для нарративного дизайнера и что же нужно знать для того, чтобы стать специалистом. Какие направления необходимо изучить, на какие качества обратить внимание.

Профессия достаточно сложная, и проскочить этап обучения, просто прийти на работу и научиться в процессе не получится. Если только не попадётся добросердечный работодатель, который решит так вложиться в нового сотрудника, решив научить его с нуля и приготовившись к его полной неэффективности в пределах года. Но чудеса случаются. Даже в таком случае будет очень трудно — постоянно будет чего-то не хватать.

Давайте для начала разберёмся, какие навыки потребуются нарративному гейм-дизайнеру.

Что требуется знать нарративному дизайнеру

Что необходимо освоить в первую очередь:

  • Навыки письменной речи.
  • Основы теории изобразительного искусства (основы композиции, стили рисования, цветоведение и цветосочетание, типографика).
  • Основы теории звука.
  • Креативный подход к постановке вопроса и решению задачи.
  • Навыки командной работы.
  • Навыки ведения переговоров.
  • Умение обрабатывать большое количество информации в сжатые сроки.

Основные навыки для работы:

  • Креативное мышление: задача нарративщика — сделать игру максимально интересной для потребителя, используя имеющиеся инструменты компании. Значит, использование каждого элемента игры должно завлекать игроков и стимулировать двигаться дальше.
  • Основы драматургии и сценаристики — говорим о драматургии именно как о предмете. Нарративный дизайнер должен обладать основными литературными приёмами, чтобы грамотно донести до геймеров те эмоции, которые они должны пережить.
  • Навыки проработки образов героев, структуры истории: помимо создания сценария и литературных приёмов, нарративщик должен уметь создавать образ локации и героя, а также доносить его до исполнителей.
  • Анализ психологии целевой аудитории — нарративный дизайнер создаёт продукт для потребителей. Компьютерная игра мало чем отличается от любого продукта, и главная задача при её разработке — понимание желаний и потребностей клиентов с последующим включением интересных для аудитории элементов в геймплей игры. Соответственно, основы психологии также не будут лишними.

В заголовке «Самостоятельное обучение» мы расписали пошаговый план для начала обучения. Там больше конкретики.

Способы обучения

Для получения нужных навыков существует достаточное количество путей. Поэтому всё, что здесь написано, необходимо будет применить к собственной ситуации. Некоторые люди уже имеют часть навыков или способны их развить другими способами, но всё же расскажем вам об основных способах обучения профессии.

Кто-то поступает в вуз и получает профильное образование. Кто-то предпочитает использовать отдельные курсы и тоже может добиться успеха. Можно даже обратиться к частным преподавателям, а не использовать образовательные платформы — путей получения знаний много. Каждому следует ориентироваться на свою ситуацию и использовать те из них, которые подходят именно ему.

Обучение в вузе

Безусловно, возможность получения профессионального высшего образования в сфере, где потом собираешься работать, — лучший вариант. Поэтому при поиске ответа на вопрос «Где учиться на нарративного гейм-дизайнера?» стоит рассмотреть возможность обучения в вузе.

Вместе с тем профессия нарративного дизайнера ещё очень молода, а реакционность вузов достаточно велика. Поэтому найти факультет, где напрямую обучали бы на нарративщика, не получится.

Что можно сделать в этом случае? Если есть желание получить профильное образование, можно рассмотреть смежные специальности, такие как гейм-дизайнер, аниматор, иллюстратор. Планируя обучение в вузе на нарративного дизайнера, можно рассматривать любые смежные направления, однако важно заранее ознакомиться с программой обучения, чтобы убедиться в наличии курса по нарративному дизайну или дисциплин, способных частично заменить его.

Среди вузов, где можно обучаться на нарративного гейм-дизайнера, можно выделить (мы указали лишь несколько):

  1. НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики).
    Направление: «Дизайн» (профиль «Гейм-дизайн и виртуальная реальность»).
    Предоставляют программу глубокого изучения гейм-дизайна, ориентированную на полное создание игры — от подготовки идеи до её выхода на рынок.
  2. МПГУ (Московский педагогический государственный университет).
    Направление: «Информационные системы и технологии» (профиль «Гейм-дизайн и виртуальная реальность»).
    Здесь институт больше ориентирован на разработку VR, направление сейчас модное и активно развивающееся. Преимуществом будет изучение таких дисциплин, как «Взаимодействие с VR» и «Дизайн взаимодействий».
  3. СПГУ (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна).
    Направление: «Анимация и графика компьютерных игр».
    В ходе обучения студент приобретает навыки техники и принципов создания персонажей и окружения в компьютерных играх, а также навыки работы с пакетами растровой и векторной графики.
  4. Уральский государственный архитектурно-художественный университет.
    Направление: «Художник анимации и компьютерной графики».
    Программа больше нацелена на подготовку студента к художественной деятельности, даёт различные практические навыки в области изобразительного искусства. Но именно после такого вуза потребуется дополнительное обучение режиссуре, веб-дизайну и специфике нарративного дизайнера. Но всё же эта программа может стать серьёзным базисом.

Учитывая, что для нарративного гейм-дизайнера отсутствует прямое обучение, стоит оценить плюсы и минусы выбора такого вуза, учитывая немалую стоимость обучения и его длительность.

Преимуществами в этом случае являются:

  1. Работа в конкурентной среде. Если вы молоды и ещё не заканчивали высшее учебное заведение, учёба позволит получить уникальные навыки коммуникации, обмена опытом, обучения на примере других людей. В целом работа в среде с чётко выстроенной программой всегда эффективнее самоподготовки, но здесь нужно грамотно оценивать уровень специалиста.
  2. Коммуникация. Для нарративного гейм-дизайнера очень важны коммуникативные навыки. Как бы вы ни стремились развить их в себе через книги, только на практике можно приобрести нужный опыт взаимодействия с людьми, далеко не всегда настроенными на сотрудничество. Институт в этом случае является лучшей площадкой.
  3. Создание команд и появление полезных знакомых. В первую очередь вуз — это место, где находятся люди, объединённые общим увлечением. Очень часто, начиная общаться в вузе, люди потом объединяются в команды и в рабочие проекты, предлагая свои услуги компаниям и создавая собственные проекты.
  4. Сбор портфолио. Большинство вузов участвуют в конкурсах и соревнованиях. Участие в них — возможность заявить о себе, а заодно создать портфолио из проектов, которые вы готовите к выступлениям.
  5. Соответствующее отношение работодателя. Сегодня довольно распространено мнение о том, что на диплом никто не смотрит. Во многом это действительно так. Однако кандидат, имеющий профессиональное образование, будет смотреться солиднее в глазах работодателя при прочих равных навыках с другими кандидатами, не имеющими соответствующего подтверждения квалификации.

При всех преимуществах вузов стоит также сказать и о минусах:

  1. Долгий срок обучения. Для получения профессии потребуется потратить 4 года на бакалавриате и 2 года в магистратуре (последняя не является обязательной). Если вы только заканчиваете школу и планируете выбор жизненного пути — такая возможность есть. Но если вы уже специалист, желающий перейти в другое направление, вряд ли вы готовы ждать так долго.
  2. Цена обучения. Стоимость обучения в вузе немаленькая. Цены на программы обучения могут начинаться от 70 тысяч за семестр, что весьма немалые деньги.
  3. Старые программы обучения. Вузы не успевают за развитием технологий, программы обновляются слишком медленно. В итоге часто студенты изучают то, что на практике давно вышло из использования и никогда им не пригодится. Перед поступлением в вуз лучше найти кого-то обучающегося в нём и расспросить о применяемых подходах в обучении.

Таковы плюсы и минусы учёбы в вузе. Стоит ли поступать — решать каждый должен самостоятельно. У профессиональных учебных заведений есть и преимущества, и недостатки. Всё зависит от вашего желания, способностей, возможностей и целей.

Онлайн-курсы для нарративного дизайнера

А вот с прохождением курсов для нарративных дизайнеров дела обстоят гораздо лучше.

В процессе сбора материалов нам не удалось найти очные курсы по обучению нарративных гейм-дизайнеров. А вот онлайн-курсов достаточно. Скорее всего, основная причина в том, что профессия просто не требует очной встречи студентов и преподавателей, так как проверка всех навыков возможна дистанционно и отсутствуют навыки, требующие очной демонстрации (сравните профессию с тем же столяром, где действительно не обойтись без опытной руки мастера).

Профессиональные обучающие платформы предлагают курсы как по нарративному дизайну, так и по гейм-дизайну, благодаря чему в сравнительно короткие сроки можно получить качественную подготовку.

Специализированные курсы являются лучшим (по нашему мнению) подходом к обучению профессии нарративного дизайнера. И этому есть несколько причин:

  • Возможность получения сжатых знаний и практических навыков работы с необходимым ПО в сжатые сроки, с упором на практическую сторону обучения.
  • Взаимодействие с действующими представителями профессии. Преподаватели на хороших курсах, как правило, специалисты крупных компаний, работающие непосредственно в крупных проектах, знающие профессию изнутри. Соответственно, это возможность получить практический опыт от людей, погруженных в среду разработки.
  • Создание крутого портфолио. Этот пункт копирует одно из преимуществ института, но стоит отметить: в вузе программа размыта и отсутствует прямой уклон в нарративный гейм-дизайн. На курсах студент обучается узкому направлению, и все его проекты (в т. ч. домашние задания) будут соответствовать заданному профилю, впоследствии их можно использовать для самопрезентации. Более того, эти проекты будут оценены преподавателями школы, на что также можно сделать ссылку в своём портфолио.
  • Помощь в трудоустройстве. Большинство крупных онлайн-школ имеют карьерные центры, помогающие выпускникам найти первую работу. Не всегда там можно найти что-то стоящее, но для многих это возможность погрузиться в практику и наработать первичные навыки, после чего предлагать себя как специалиста с опытом работы.

Таким образом, в рассматриваемой профессии специализированные курсы составляют реальную конкуренцию институтам.

Проанализировав ряд обучающих платформ, мы подобрали несколько популярных онлайн-курсов, которые позволят достаточно быстро освоить профессию нарративщика:

1. Курс «Профессия нарративный дизайнер» от Skillbox.

Курс «Профессия нарративный дизайнер» от Skillbox

Профессиональный курс, в результате которого студенты получают полный перечень необходимых навыков. Идеально подойдёт тем, кто хочет освоить профессию с нуля. За время обучения будут изучены такие направления, как:

  • создание узлов игрового дизайна;
  • разработка сюжета и написание текстов для игры;
  • создание персонажей;
  • работа с инструментарием нарративного дизайна;
  • основные процессы и этапы игровой разработки.

Спикерами являются действующие нарративные гейм-дизайнеры и лидеры крупных игровых студий, что даёт возможность общения с лучшими практиками данного направления. На курс предоставляется рассрочка длиной 24 месяца.

Ссылка на курс и полезная информация: https://skillbox.ru/course/profession-narrative-designer/

2. Курс «Нарративный дизайн» от SkillBox.

Курс «Нарративный дизайн» от SkillBox

Упрощённый курс, однако дающий полный перечень необходимых знаний и навыков без широкой развёртки на профессию и работу непосредственно в компании. Его преимуществами являются меньший срок обучения и меньшая цена при получении необходимых специалисту навыков.

Всё остальное же можно получить на практике в компании, хотя будет значительно проще закрепиться на новом месте, имея представление о работе нарративного гейм-дизайнера.

Ссылка на курс и полезная информация: https://skillbox.ru/course/narrative-designer/

3. Курс «Нарративный дизайнер» от XYZ School.

Курс «Нарративный дизайнер» от XYZ School

Курс ориентирован как на новичков, так и на гейм-дизайнеров, желающих улучшить свои знания и повысить доход. В программе разбираются этапы создания игрового мира, виды жанров и сеттинги. Отдельное внимание уделяется работе с документацией и планированию командной работы.

Автор курса — Константин Файзулин, работавший нарративщиком во многих крупных проектах, например Insomnia: The Ark и Atomic Heart. Чтобы увидеть работу автора, просто посмотрите трейлер этой игры: проработка лора, квестов, персонажей и описания мира.

Курс длится 3 месяца, но доступна рассрочка оплаты на 16 месяцев.

Ссылка на курс: https://www.school-xyz.com/narrativnyj-design

4. Курс «Сценарист игр и нарративный дизайн» от OTUS.

Курс «Сценарист игр и нарративный дизайн» от OTUS

Этот курс рассчитан на людей с хорошим уровнем грамотности и умением писать тексты, обучает применять эти навыки для работы нарративным дизайнером.

Из курса студенты получают структурированные знания, уровень которых достаточен для трудоустройства. Также во время обучения непрерывно ведётся работа над проектом, который станет отличной частью портфолио. Авторы курса — профессиональные нарративщики и сценаристы.

Ссылка на курс: https://otus.ru/lessons/narrative_design/

Также можно найти и иные онлайн-школы, менее популярные и востребованные, однако представленные в статье курсы позволяют студенту получить максимальные знания и реализовать себя в получаемой профессии.

Самостоятельное обучение

Самообучение также допустимо. Всегда можно попробовать освоить новое направление самостоятельно, особенно если нет возможности оплатить качественное обучение или времени на системное прохождение курсов в сжатые сроки.

Скажем сразу: такой способ обучения будет самым долгим и сложным. Однако попробовать всегда стоит. Поэтому мы подобрали ряд материалов, которые позволят как минимум получить представление о профессии нарративного дизайнера, а лучше — освоить все необходимые навыки и получить первую работу, откуда уже будет проще двигаться вперёд.

Представляем вам примерный план того, что нужно изучить для самостоятельного освоения профессии нарративного гейм-дизайнера:

  1. Английский язык. Для нарративщика знание иностранного языка очень важно. Часто приходится работать с иностранными фирмами, где знание иностранного языка — обязательное условие. Кроме того, огромное количество полезных материалов публикуется на англоязычных ресурсах, и без соответствующих знаний разобраться будет достаточно сложно. Можно совместить изучение языка и освоение профессии.
  2. Писательское мастерство. Сюда входят основы драматургии, умение строить предложения, создавать описания различных объектов. Поскольку один из инструментов нарратива — текст, умение формулировать свои мысли будет ключевым.
  3. Основы гейм-дизайна: необходимо понимать, что такое сюжет, история, агентивность и геймизм, знать принципы работы игровых и нарративных механик на общем уровне.
  4. Стадии разработки игры (включая препродакшн, First Playable и Vertical Slice, продашн).
  5. Виды игровых текстов и правила использования текста для повествования.
  6. Игровые жанры, их специфику и отличия в реализации нарратива.
  7. Прототипирование игрового сценария, принципы разработки персонажей, лора.
  8. Основные инструменты нарративного дизайнера (текст, музыка, графика).
  9. Гибкие методологии в разработке.
  10. Работу с плейтестом (цели, задачи, проведение и обработка собранных результатов).
  11. Написание игровой документации.

Это примерный список, во время обучения вы начнете сами ориентироваться в необходимых знаниях и навыках, которые потребуются.

Список обучающих материалов:

Видеоканалы и отдельные видео по нарративному дизайну:

  • Видео «Тонкости работы нарративного дизайнера. Алена Курило» на канале Vizor Games.
  • Видео «Как научиться нарративному дизайну? / Мария Кочакова (Нарраторика)» на канале DevGAMM.
  • Видео «Как повествование управляет игроком — нарративный дизайн в играх» на канале XYZ.
  • Видеокурс канала ProfileScool «Сценарное мастерство».
  • Видеоканал бесплатной онлайн-школы «Нарраторика — Школа игровых сценаристов».
  • Видеоканал Discriminant.
  • Видеоканал «JCenterS — Компьютерная графика».
  • Англоязычный youtube-канал Game Maker’s Toolkit.
  • Англоязычный канал по миростроению Artifexian.

Бесплатные мини-курсы по нарративному дизайну:

  • «Нарративный дизайн» от XYZ (вводный бесплатный курс).
  • «Инструменты нарративного дизайнера» от Skillbox (бесплатный вебинар).
  • «Narrative Design» на youtube-канале DevGAMM (бесплатный онлайн-курс).
  • «Основы работы с нарративом в играх» на youtube-канале «Канал разработчиков игр» (запись онлайн-конференции).

Полезные книги по нарративному дизайну:

  • «Время игр» (Андрей Подшибякин).
  • «Кодзима — гений» (Терри Вулф).
  • «Minecraft. Невероятная история Маркуса „Нотча“ Перссона и игры, изменившей мир» (Линус Ларссон, Даниэль Голдберг).
  • «Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр» (Джейсон Шрейер).
  • «Повелители Doom» (Дэвид Кушнер).
  • «Потрачено. Беспредельная история GTA» (Дэвид Кушнер).
  • «Навстречу ужасу Silent Hill. Игры и теория страха» (Бернар Перрон).
  • «Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все» (Джесси Шелл).
  • The Writer’s Journey (Кристофер Воглер).

Если вы знаете ещё какие-то хорошие материалы — будем благодарны, если вы напишете нам свои рекомендации по бесплатным материалам в комментарии. Наши читатели тоже будут благодарны вам.

Получение первого опыта и поиск работы

Обучаясь любой профессии, критически важно не останавливаться на теории и как можно скорее пробовать делать что-то на практике. В институте — это 3–4-й курсы, на курсах и при самостоятельном обучении — сразу, как только обучились минимальным навыкам.

Далее мы расскажем, где найти первую работу нарративному гейм-дизайнеру, какие могут быть требования и задачи.

Обязанности, требования и задачи

Рассмотрим, какие могут быть требования к кандидату на должность нарративного дизайнера, воспользовавшись для примера сайтом вакансий hh.ru.

Далее продемонстрируем скриншоты вакансий с сайта:

Пример требований к нарративному дизайнеру
Пример требований к нарративному дизайнеру
Пример требований к нарративному дизайнеру. Пример 2
Пример требований к нарративному дизайнеру. Пример 2

 

Пример требований к нарративному дизайнеру. Пример 3
Пример требований к нарративному дизайнеру. Пример 3

Как видно, список требований может серьёзно варьироваться в зависимости от размера компании, масштаба проектов и должности. Безусловно, не стоит пытаться даже рассматривать те вакансии, которые имеют приписку Senior, однако всегда можно попробовать забросить своё резюме в компанию — возможно, вас пригласят на стажировку или на начальные позиции.

Ключевыми требованиями являются:

  • написание технической документации;
  • генерация идей для проекта;
  • участие в создании героев.
  • написание текстов для диалогов;
  • умение работать в команде;
  • многозадачность.

Несмотря на разницу в описаниях, все эти требования действительно можно свести к таким простым навыкам. Компании часто расписывают свои требования достаточно сложно для отсеивания непрофессиональных кандидатов, не владеющих профессиональной терминологией и не понимающих, что именно стоит за тем или иным требованием.

Первый опыт работы

Самое важное для начинающего нарративного дизайнера — зацепиться за работу и получить первый опыт. Даже с обычной стажировкой резюме будет смотреться значительно лучше. Но можно использовать гораздо более широкие возможности.

По этой причине следует начать:

  • Поиск стажировок в крупных компаниях. Как мы уже отметили, стажировка засчитывается за опыт работы. Кроме того, при успешной работе можно понравиться компании, и по её окончании есть шанс получить постоянную работу. Для тех, кто учится в вузе, найти стажировку проще, так как большинство крупных учебных заведений имеют контакты с крупными компаниями и предоставляют своим студентам возможности для получения первого опыта. Однако в свободном доступе также немало объявлений о стажировках, их также можно найти на сайтах поиска работы по соответствующему ключевику.
  • Поиск работы по вакансиям. Конечно, в этой сфере не так много объявлений, однако следует обращать внимание на любые вакансии — будь то крупные проекты или студия по разработке простейших IDLE-кликеров. Скажем больше, даже если вакансия кажется слишком сложной, на неё можно откликнуться, если обладаете хотя бы 50% указанных навыков. Часто работодатель завышает требования, и по факту удаётся пройти собеседование даже при минимальной квалификации. В крайнем случае это будет дополнительный опыт прохождения собеседования, а по результатам тестового задания будут видны слабые места в образовании.
  • Участие в джемах. Так называются короткие соревнования на пару дней, где стихийно формируются команды разработчиков игр. Результатом работы становятся короткие игры, которые собраны за период соревнования. Многие работодатели присматриваются к новичкам, и, хорошо выступив на подобном мероприятии, можно получить предложение о работе.

Как оформлять портфолио и писать резюме

Так как нарративный гейм-дизайнер — профессия творческая и для оценки потенциального кандидата сложно использовать какую-то счётную систему, для представителей профессии важно хорошее портфолио.

Имея большое количество работ (завершённые кейсы, участие в джемах и конкурсах, завершённые проекты), откликаясь на вакансию, нарративщик может показать свои готовые работы, благодаря чему последнему будет проще понять, подходит ему этот человек или нет.

Отметим: порой отказ может быть обусловлен тем, что потенциальный работодатель видит, что человек работает в направлении, совершенно отличном от его представления об игре. Поскольку профессия творческая, это тоже важно. Поэтому не стоит расстраиваться отказам.

Как же собрать хорошее портфолио? Для этого мы рекомендуем вам несколько способов, отчасти перекликающихся с тем, что мы обсудили выше:

  • Если вы учитесь в вузе на соответствующем направлении, участвуйте в максимальном числе проектов, пока учитесь.
  • Собирайте 2 портфолио — с лучшими работами (как презентация идеальных навыков) и всеми работами (так будет виден ваш профессиональный рост).
  • Участвуйте в конкурсах. Выгода двойная — возможность поработать с необычной тематикой и показать себя профессионалом перед работодателями.
  • Пройдите профессиональные курсы. Под руководством опытных спикеров создать портфолио будет значительно легче.
  • Планируйте собственные проекты. Никто не мешает вам развивать собственные проекты — делать наброски, сочинять интересные механики, писать под них технические задания. Для новичка это самый простой способ составить портфолио.
  • Ищите интересные кейсы. Если для вас сложно придумать собственную идею игры, обратитесь к готовым решениям. На форумах можно найти интересные задачи для нарративщиков, взяв которые можно составить  для себя полноценный проект и показать своё интересное решение, которое войдёт в портфолио.

Как оформлять портфолио:

  • Используйте нейтральную палитру для оформления.
  • Заранее заведите порядок ведения проекта — в противном случае сами потеряетесь в документации.
  • Указывайте несколько вариантов, как с вами связаться.
  • Заведите страницу в социальных сетях и оформите её, опубликуйте своё портфолио.
  • Сделайте отдельный лист с перечислением достижений, званий, призов, завершённых курсов и полученных дипломов.
  • Укажите ключевые навыки, которыми обладаете.
  • Не забывайте пополнять и обновлять своё портфолио.

Для нарративного дизайнера на ранних этапах портфолио и является резюме. В остальном порядок оформления аналогичен составлению грамотного резюме.

Если публикуете резюме на сайтах вакансий, заполняйте максимум информации о себе. В то же время не публикуйте лишних деталей.

Где искать работу нарративному гейм-дизайнеру

А как же устроиться на работу нарративному дизайнеру? Профессия освоена, портфолио собрано. Пришла пора выйти в большой мир.

Задача — найти ресурсы с большим количеством вакансий. Естественно, стоит сразу выделить потенциальных работодателей: это любые студии разработки игр: от крупных иностранных проектов и заканчивая инди-разработчиками, решившими всё же снять с себя часть груза разработки.

Многое зависит от того, по какому принципу хочет работать нарративщик. Если он хочет выйти в студию на полный день, подойдут любые сайты поиска работы, а также различные каналы по поиску работы в популярных мессенджерах. В случае поиска фрилансерских проектов это любые биржи заказов (в начале), публикация своего объявления в интернете, ведение блога — при оригинальной подаче интересного контента работодатели могут заинтересоваться кандидатом.

При получении опыта работы нарративному дизайнеру можно использовать любой из этих вариантов, а позже двигаться к оптимальному для себя варианту занятости.

При поиске работы в офисе можно пользоваться любыми сайтами:

  • Hh.ru;
  • Rabota.ru;
  • SuperJob.ru.

Но при отклике на такие вакансии они часто проходят через десятки рук. Большую эффективность будет иметь отклик, направленный напрямую руководителю компании. На сайте студии часто можно найти контакты для связи с руководством, поэтому продублируйте свой отклик туда с хорошим сопроводительным письмом — так вы серьёзно повысите свои шансы. Однако если это мелкая студия, где нет серьёзного отдела подбора персонала, подобная практика не обязательна.

Сложность поиска подобных вакансий в том, что студии геймдева не всегда публикуют вакансии на сайтах поиска работы. По этой причине необходимо искать форумы, где могут публиковаться вакансии, или каналы в популярном мессенджере Telegram. Для поиска подойдут разные теги: нарративщик, нарративный дизайнер, сценарист, гейм-дизайнер.

Ещё одна постоянная проблема — сами студии не всегда правильно формируют запросы. В итоге под названием «игровой сценарист» вполне может скрываться вакансия нарративщика, или её могут назвать «Гейм-дизайнер». Подобных случаев много, поэтому стоит просматривать всё, что хоть как-то можно увязать с нарративщиком.

Примеры каналов в Telegram для поиска работы:

Новые каналы с подборками периодически появляются, старые могут уходить. Постоянно стоит мониторить вакансии и рассылать свои резюме и портфолио.

Если ваше резюме понравится работодателю, вам ответят и практически гарантированно попросят сделать тестовое задание. Здесь сделаем небольшое отступление и разберём достаточно распространённую ситуацию, когда начинающие специалисты не хотят решать тестовые задания.

Часто можно найти комментарии в чатах, авторы которых утверждают: «Если вам предлагают тестовое задание, смело отказывайтесь от предложения, компания пытается нажиться на вас и заставить бесплатно выполнить работу». Подобное мнение в корне неверно.

Во-первых, объём тестового задания, как правило, небольшой, его выполнение очень редко способно кардинально повлиять на работу внутри компании. Во-вторых, аналогичное задание выполняют и другие кандидаты. В-третьих, тестовое задание — это единственный способ для гейм-студии реально оценить кандидата и его способности для применения в их проекте.

Резюмируя сказанное выше: если потенциальный работодатель не просит выполнить тестовое задание — вот что крайне подозрительно. Портфолио важно, но именно решение пробной задачи позволяет оценить навыки кандидата и их применимость к проектам гейм-студии. Поэтому к решению заданий стоит подойти максимально ответственно, но при этом не стоит излишне волноваться или уходить в перфекционизм. Проявите креативность и покажите себя, но не позволяйте себе бесконечно переделывать готовый результат в попытках создать идеал. Он не требуется.

Геймдев-студии чаще всего перезванивают в любом случае, даже если кандидат не преуспел в выполнении тестового задания. В этом случае можно попробовать выяснить, что именно не устроило работодателя, и подтянуть свои скилы. Если же задание пройдено — добро пожаловать на собеседование. На этом этапе уже мало отличий от обычного процесса трудоустройства, разве что странных вопросов обычно бывает меньше, чем в других областях.

На собеседовании кандидату могут задавать вопросы о нарративном гейм-дизайне, его представлении и направлении. Отслеживается не только правильность ответа, но и поведение человека.

Очень ценятся такие качества, как:

  • стремление к профессиональному росту;
  • умение правильно задавать вопросы;
  • интерес к направлению;
  • активность кандидата;
  • умение структурно мыслить.

Не стоит теряться или стесняться. Не только вы ищите работу, но и работодатель старается найти того сотрудника, который сможет не завалить всю работу, а это не так просто.

Что делать, когда вы стали профессионалом?

Пройдя обучение, устроившись в студию на несколько лет или сменив несколько проектов, специалист задумывается — а что дальше? Многие начинают думать о карьерных перспективах заранее, и это абсолютно правильно, ведь крайне неприятно упереться в потолок и не понимать — а что теперь делать?

Несколько лет в геймдеве позволят набрать достаточно опыта, стать крутым специалистом со знаниями и пониманием индустрии. На этом этапе можно спокойно задумываться о получении кресла начальника, тем более нарративный дизайн ближе всего к руководству проектом. Ведь именно нарративщик создаёт сюжет и убеждает команду в правильности своих идей.

Помимо общего понимания о том, как создаются игры, вы получите большой опыт управления людьми и построения коллективных отношений. Руководящие должности — это всегда ответственность, но в то же время это высокая зарплата и новые возможности.

Ещё один перспективный вариант для нарративщика — создать свою студию. Вы можете начать разработку собственной игры, прорабатывая сценарий и лор мира, в принципе, повторяя свою работу, но уже с руководящей позиции.

А облегчит этот процесс то, что, работая на должности нарративщика, вы будете общаться с огромным количеством специалистов, необходимых для разработки игры. И если большинство молодых разработчиков вынуждены идти сложным путём инди либо с трудом искать специалистов-новичков (поскольку не способны ничем привлечь крутого специалиста в свой проект), у вас будет большое количество знакомых, и некоторые из них могут поверить в вашу идею и участвовать в проекте у самых его истоков. Рынок геймдева бесконечен, а значит, ваши возможности ограничены только фантазией.

Став крутым специалистом, не забудьте и о проекте Profi-Way, который помог вам с первыми шагами. Так что если вы вернётесь и напишете пару-тройку строк о своём опыте, мы с удовольствием опубликуем вашу историю в нашем материале или даже посвятим ей отдельную статью =)

Истории профессионалов

Полезные ссылки и сервисы для нарративщиков

Несколько ссылок на полезные ресурсы для нарративщиков и программы, которые могут понадобиться на рабочем месте. Чем больше будет ваша начитанность по профессии, тем лучше, а осваивать программы, с которыми можно столкнуться на работе, лучше начать уже сейчас.

Полезные ссылки для нарративных дизайнеров:

Полезные программы для нарративщиков:

  • Confluence — веб-программа для создания продвинутой базы знаний проекта.
  • Notion — ведение и создание документации проекта.
  • Articy:draft — инструмент для модулирования сюжетов.
  • Arcweave — ещё один удобный модулятор сюжетов.
  • Choise of Games — простенький язык программирования для написания сюжетов.
  • Dialogue Designer — удобный редактор диалогов.
  • Ren’Py — движок под визуальные новеллы.
  • Miro — удобная доска планирования задач.
  • Characterizer — штука для работы с персонажами.
  • Mind42 — удобный ресурс для написания майндмэпов.

Заключение

На этом мы завершаем наше руководство для начинающих нарративных дизайнеров. Нам будет очень приятно, если представленная в статье информация окажется полезной для вас.

Надеемся, что вы не подумали, что эта профессия невероятно сложна и освоить её будет чудовищно трудно. Всегда помните: если чувствуете тягу к этому направлению, любите сочинять и визуализировать истории, любите работать с командой, вы одолеете любые сложности. У вас всё получится!

Будем благодарны за ваши дополнения наших материалов. Также, если у вас есть вопросы, будем рады пообщаться с вами в комментариях.

Оцените статью
Profi Way - твой путь профессионала
Добавить комментарий