Большой гайд для начинающих Unreal Engine — разработчиков: с чего начать, варианты обучения, необходимые знания, первый опыт, поиск работы и многое другое

Разработка игр

Любая игра в разработке подобна конструктору. Каждый из специалистов: художник, нарративщик, левел-дизайнер, — выполняя свою работу, создаёт фрагменты игры, которые позже должны быть собраны в конечный продукт.

Эта сборка происходит с помощью игрового движка, такого как Unreal Engine (UE), — одного из наиболее популярных программных продуктов в этой сфере, с которым работают как инди-разработчики, так и крупные студии, разрабатывающие проекты уровня ААА (высокобюджетные проекты).

Для примера: именно с помощью UE были созданы такие шедевры, как Final Fantasy VII, Fortnite, Observer и огромное количество других игр.

Помимо игр, Unreal Engine применяется также для обработки графики. Так, солидный кусок спецэффектов популярного телесериала «Мандалорец» создавался именно в этой программной среде.

При создании этой статьи мы изучили огромный массив информации из разнообразных источников (от интервью профессионалов до отдельных статей), чтобы донести до вас максимум информации: как стать разработчиком на Unreal Engine, с чего начать свой путь и как вырасти до профессионала, какие потребуются навыки и где их можно изучить.

Если вы хотите узнать, как стать разработчиком на Unreal Ungine, — смело читайте нашу статью. Вы можете сохранить её в «Избранное», тогда она не будет потеряна и в любой момент вы сможете вернуться для поиска нужной информации.

О профессии

Разработчики на «Анреал Энджин» — это программисты, основной средой работы которых является одноимённый движок, заточенный под разработку игр и видеографики.

Задачей специалиста является написание кода игры, обработка графических моделей для их интеграции в игровой процесс (начиная от создания окружения и левел-дизайна до проработки основных персонажей игры и их взаимодействия с миром), создание и подключение игровых механик.

О профессии Unreal Engine разрабочтика
Интерфейс программы

Разработчик берёт отдельные фрагменты игры словно конструктор и, создавая для них инструкцию по работе (игровой код), формирует готовый продукт.

Для разработчика игр основными задачами в UE будут:

  • Написание игрового кода всего игрового проекта с применением языка программирования С++ (текстовое программирование) и Blueprint (визуальное).
  • Создание проектировочных паттернов.
  • Реализация игрового интерфейса для движка.
  • Отладка кода и его оптимизация.
  • Проектирование игровых механик, при необходимости написание их на уровне кода, отладка и внедрение.
  • Тестирование готового продукта.

Таким образом, разработчик на Unreal Engine является для любого игрового проекта важнейшим специалистом, от работы которого зависит качество реализации проекта и степень его соответствия изначальной идее.

С чего начать разработчику на Unreal Engine?

Задаваясь вопросом, с чего начать становление специалистом, мы советуем подумать в первую очередь об анализе данной профессии и её оценке — насколько она подходит именно вам.

Выбор профессии — серьёзный шаг в жизни. Скорее всего, это та среда, в которой вам предстоит работать очень долгое время. Возможность смены карьеры существует, но, независимо от того, только вступаете вы на путь специалиста или решили сменить профессию, задумайтесь, насколько новое направление решает ваши проблемы с прошлого места работы и отвечает тем критериям, которые вы сами устанавливаете в оценке хорошей профессии и работы.

Выбирая профессию разработчика на Unreal Engine, необходимо заранее проанализировать две группы факторов: понимание профессии (как непосредственно выглядит процесс работы и в чём заключается его специфика) и материальные факторы (состояние рынка, возможный уровень зарплаты, возможные пути трудоустройства и др.). Без оценки этих параметров вы рискуете быстро разочароваться в новом направлении.

Лучше подбирать для себя профессию по сердцу. Достичь хорошего уровня дохода, уважения в обществе и карьерного роста можно в любом направлении, если подходить к своей работе с душой и большим желанием.

Понимание профессии

Первое, что стоит учесть, — профессия UE-разработчика относится к творческим лишь опосредованно. Фактически это программисты, которые пишут код для игр. Соответственно, от них требуется математический склад ума, логическое мышление и, естественно, готовность работать с кодом.

Понимание сути профессии разработчика на Unreal Engine

Соответственно, от вас нужны такие качества, как повышенная внимательность, понимание сложных математических операций (особенно если планируется работать с высокоуровневыми игровыми проектами), желание постоянно развиваться и совершенствоваться в этой сфере.

Творческого начала в этой профессии довольно мало, и оно скорее сводится к двум направлениям:

  • поиску нестандартных решений в разработке кода, которые позволяют значительно упростить игровые операции, — сделать их исполнение проще и легче для игрового движка, облегчая воспроизводство игры;
  • разработке новых, интересных игровых механик, не имеющих ещё готовых скриптов для своей работы.

Из этого следует, что разработчик (если он не является главой студии) не принимает активного участия именно в формировании идеи игры. Этим занимаются другие специалисты — сценаристы, нарративщики, дизайнеры и др. Участие разработчиков даже в общих собраниях сводится скорее к оценке возможности осуществления озвученных идей с имеющимися инструментами либо к выдвижению предложений по их замене.

Ещё один важный фактор в этом вопросе — окружение, с которым придётся работать. Довольно известный факт, что программисты достаточно специфично относятся к вопросам. В иных сферах работы, если что-то непонятно, достаточно спросить — более опытный коллега даст обобщённый ответ, как достичь нужного результата.

От айтишника в большинстве случаев последует стандартная фраза: «Пойди погугли!» И подобный ответ на вопрос последует в каждом случае, когда он посчитает, что это достаточно простой вопрос, ответ на который есть в интернете.

Умение самостоятельно искать ответы на свои вопросы, в том числе в англоязычном сегменте интернета, строить нестандартные поисковые запросы — это важный навык для разработчика. Однако многим подобная среда может показаться токсичной. Если вы не готовы сотрудничать с подобными людьми, стоит рассмотреть иные направления работы.

Таким образом, большая часть задач разработчика игр на Unreal Engine — это написание кода для осуществления идей коллег из отделов сценаристики, геймдизайна и прочих. Всё это осуществляется часто в короткие сроки, в режиме многозадачности (игра должна выходить достаточно быстро), при не слишком дружелюбном окружении коллег-разработчиков, где все ориентированы на самостоятельный поиск информации (особенно это будет заметно на начальных позициях, когда знаний не хватает).

Внимательно проанализируйте всё это и подумайте — правильно ли вы представляли себе работу разработчика на UE или ваши ожидания не совпадают с карьерными реалиями? Готовы ли вы работать в подобной среде, будет ли эта работа действительно интересна вам? Если нет — мы рекомендуем рассмотреть иные направления карьерного развития. Тем более что геймдев предлагает большое количество профессий, в том числе и более творческих.

Общий анализ профессии

Разобравшись с тем, как на самом деле выглядит рабочий процесс разработчика на Unreal Engine, стоит перейти к анализу того, что эта профессия может дать в материальном плане.

Если вы хотите стать UE-разработчиком, вам стоит заранее узнать, сколько получают эти специалисты на каждой из позиций (Junior, Middle и Senior — традиционная градация в любой IT-специальности), какая степень востребованности этих специалистов в настоящий момент, а также оценить свои шансы на трудоустройство в вашей локации или целесообразность переезда (также возможны дистанционное трудоустройство, фриланс или, может, вы хотите стать инди-разработчиком?).

Для начала расскажем о карьерных перспективах. Как мы уже сказали выше, чаще всего карьера разработчика имеет 3 ступени развития: на каждой свои требования к специалисту и, соответственно, уровень оплаты труда.

  1. Junior — самый первый уровень. К нему относятся разработчики, которые лишь недавно изучили основной функционал движка и овладели основными начальными навыками разработки. Как правило, их опыт либо весьма незначителен, либо ограничивается начальными проектами в портфолио. В начале компания подтягивает их уровень до необходимого, поручая самые простые задачи, и постепенно, с ростом опыта, их нагрузка увеличивается. Зарплата таких специалистов невелика и может составлять от 35–50 тыс. руб. в зависимости от региона работы.
  2. Middle — самый распространённый уровень, это специалисты, уже набравшиеся опыта, за спиной у них либо участие в крупном проекте, либо несколько проектов поменьше. Соответственно, такой специалист на работе способен сразу включиться в решение задач и обладает достаточной компетенцией для самостоятельного их выполнения. На достижение такого уровня уходит 1–3 года усердной работы. Зарплата таких специалистов составляет 70–150 тыс. руб. в зависимости от уровня подготовки и масштабов компании.
  3. Senior — это высший ранг для разработчика. Такого уровня достигают не все специалисты, а средний срок развития до этого уровня составляет не менее 5 лет. Они обладают широким опытом решения различных задач в своём направлении, часто становятся во главе отдела разработки. Однако далеко не все специалисты достигают таких позиций, поскольку часто это уже позиция руководителя и, как понятно многим, разработчиков много, а начальник в отделе один. На этом уровне специалисты обладают опытом не только решения сложных задач разработки, но и способны выстроить работу отдела разработки, распределить задачи и проконтролировать их выполнение. Средний заработок таких специалистов потенциально не имеет потолка, может составлять 250–300 тыс. руб.

Стоит также отметить, что разработка — не та среда, где частой ситуацией является преждевременное повышение специалиста в должности. Считается, что раньше определённого срока человек не имеет реального опыта для соответствия этой позиции. Но бывают и исключения.

Уровень востребованности данных специалистов является скорее позитивным фактором. Однако следует учитывать, что основное количество вакансий сосредоточено в столичном регионе, где расположены основные геймдев-студии. Для регионов найти работу по соответствующему направлению в своём городе будет достаточно сложно. Следовательно, остаётся выбор: релокация, поиск удалённой работы либо самостоятельная разработка игр. Здесь также стоит отметить востребованность таких специалистов в зарубежных компаниях, что открывает возможности как удалённой работы, так и переезда за рубеж.

Исходя из вышесказанного, для данной профессии можно выделить ряд плюсов и минусов.

Плюсы:

  • Достойный уровень оплаты на средних позициях (неплохой на стартовых позициях в центральных регионах).
  • Востребованность навыков в смежных специальностях.
  • Работа с крупными компаниями.
  • Хороший потенциал роста.
  • Возможность удалённой работы.
  • Благодаря необходимости владения английским на уровне разработки возможен поиск работы в зарубежных компаниях.

Минусы:

  • Сложно войти в профессию.
  • Тяжёлое обучение, растягивающееся минимум на год.
  • Длительный временной разрыв при переходе из одной должности в другую (потребуется 2–4 года активной работы).
  • Сидячая работа и, соответственно, следующие из этого проблемы со зрением, спиной и т. д.
  • Необходимы навыки работы не только с движком, но и разнообразным сторонним ПО, которое может отличаться в разных студиях.
  • Требуется высокий уровень владения языком C++ для участия в серьёзных проектах.
  • Работа в режиме многозадачности плохо сочетается с повышенной внимательностью, необходимой при написании кода.

Обучение на Unreal Engine — разработчика

Именно с обучения начинается вход в любую профессию. В основном от заложенных на этом этапе знаний и навыков зависит будущий успех специалиста (особенно в среде разработки, где специалиста оценивают по его техническим решениям, выполненным собственноручно).

Также стоит понимать, что обучение на Unreal Engine — разработчика не закончится просто освоением движка, языка программирования и ряда сторонних программ. Потребуется постоянное совершенствование собственных навыков в работе с движком и другими ресурсами. А со временем, если вы желаете занять руководящие позиции, предстоит освоить ещё целый пласт дополнительных навыков.

Что должен знать разработчик на Unreal Engine

Рассмотрим перечень общих навыков, которыми должен обладать начинающий специалист в данном направлении:

  • Знание движка Unreal Engine.
  • Языки программирования (C++ и BluePrint).
  • Создание плагинов под игровой движок.
  • Работа с контролирующими системами (преимущественно GIT).
  • Объектно-ориентированное программирование и основы проектировки кода.
  • Основы профайлинга проекта.
  • Работа с алгоритмами и структурами данных.
  • Основы тестирования и отладки продукта.
  • Ревью кода.
  • Разработка решений под многопользовательские проекты.
  • Работа с моделями (2D и 3D), анимацией, звуком.
  • Разработка пользовательских интерфейсов.
  • Проектирование AR/VR.

Это список общих навыков, которые потребуются начинающему специалисту. Ключевым, конечно же, является знание самого движка и владение языками C++ и BP. Изучение начинать стоит именно с этих навыков и, постепенно входя в профессию, добавлять для себя новые направления (либо постепенно осваивать в ходе изучения основных направлений).

Сразу отметим, в процессе разработки в Unreal Engine можно использовать не один, а два языка программирования: C++ и BluePrint.

C++ — это стандартная среда текстового написания кода, аналогичная большинству языков программирования. BluePrint работает иначе — он является системой визуального скриптинга и направлен на быстрое создание каркаса или прототипа игры. Он имеет структуру блочного построения (блоки именуются нодами), которые связываются между собой «проводами».

Язык программирования C++ и Blueprint

Ноды обладают большим разнообразием выполняемых задач и делятся на большое количество видов — событийные, функциональные, значений переменных, сдвиг координат и многое другое. Выстраивая их в единую структуру, разработчик может полностью заменить ручное написание кода созданием блочной визуальной системы через язык объектно-ориентированного программирования.

Таким образом, это ещё один язык программирования, используемый в игровом движке, который при запуске игры трансформируется в код языка C++, практически неотличимый от создаваемого вручную при просмотре его содержимого.

Единственным недостатком BP является время на трансформацию его содержимого в игровой язык при каждом запуске игры, поэтому подобная замена невозможна при создании сложных игровых проектов ААА-уровня. В более простых играх его использование порой более рентабельно.

Более подробно про Blueprint Visual Scripting можете прочитать по этой ссылке (на английском языке).

Дополнительными навыками, которые потребуются по мере карьерного роста, могут стать основы менеджмента, кураторство проектов, планирование задач и др. Однако эти навыки нужны на уровне тимлида или в случае основания собственной студии.

Какую версию Unreal Engine выбрать для обучения

Поговорим также о том, какую версию Unreal Engine выбрать разработчику для изучения.

На начало 2022 года был запланирован релиз новой версии — UE5, которая теперь находится в статусе раннего доступа для разработчиков. Однако многие студии продолжают работать с 4-й версией. Что же выбрать новичку?

По мнению ряда экспертов, Unreal Engine 5 приведёт к революционным изменениям в среде игровой разработки, благодаря использованию новой системы геометрии — Nanite (углублённая проработка геометрических деталей) и динамическому решению Lumen, которое серьёзно меняет подход к проработке освещения.

Разработчик должен стремиться владеть самым современным инструментарием, который может быть доступен ему, поэтому изучение 5-й версии движка выглядит перспективнее. Вместе с тем рабочие программы институтов и обучающих курсов пока ориентированы на 4-ю версию движка.

Какую версию Unreal Engine выбрать для обучения

В целом многие студии пока продолжают работать с UE4, внедрение новой версии не станет массовым в ближайший год, особенно пока она находится в тестовом доступе. Однако перспективные ААА-проекты, срок релиза которых планируется через 1,5–2 года, уже массово разрабатываются с использованием новой версии движка. Постепенно 4-я версия будет замещена и уйдёт в историю как устаревшая.

Поэтому, выбирая между изучением Unreal Engine 4 или Unreal Engine 5, стоит ориентироваться в первую очередь на свой прогресс в обучении. Тем, кто уже практически освоил 4-ю версию движка, проще будет завершить обучение с ней и переучиться под 5-ю. Даже с трудоустройством особых проблем не возникнет, многие геймдев-студии продолжают работать с 4-й версией, времени для переобучения достаточно. Но тем, кто только начинает обучение, стоит сразу работать с современным ПО, учитывая динамичность игровой индустрии, смысла обучаться работе с устаревающей версией движка нет.

Основные способы обучения

Существуют разные способы выучиться на UE-разработчика. И всё же основные из них — это обучение в вузе, прохождение профессиональных курсов и самостоятельное обучение.

Перед началом обучения стоит проанализировать свой текущий уровень навыков. Кто-то уже может владеть нужным языком программирования (С++), а кто-то начнёт изучать его с нуля. Навыки работы с другими движками или средами программирования также будут преимуществом, выбирая способ обучения и даже учебное заведение, внимательно анализируйте свои возможности и исходите из них.

Обучение в вузе

Достаточно распространено мнение, что в сфере IT вообще и в геймдеве в частности практически не смотрят на диплом. Нужна не бумажка, а навыки, которые можно продать компании. Отчасти это действительно так. Однако классическое вузовское образование, особенно для молодых специалистов, явно не будет лишним и позволит получить широкие навыки с фундаментальной подготовкой в выбранной сфере.

Стоит отметить, что искать факультет разработки на Unreal Engine бесполезно. Слишком узкое направление, но обучение этому движку часто входит в состав программы обучения. Более того, в процессе обучения это будет не единственный движок, работе с которым будут обучаться студенты. Чаще всего это факультеты, связанные с игровой разработкой, созданием виртуальной реальности и т. п., которые также позволят погрузиться в сферу геймдева, выходя за рамки исключительно игровой разработки.

Также можно рассмотреть факультеты программирования, где меньше уклон в сторону геймдева, но даются более фундаментальные знания языков программирования, в том числе С++, что даст серьёзные преимущества в плане навыков написания кода.

Мы рекомендуем для освоения этого направления следующие вузы:

  1. НИУ МЭИ (Национальный исследовательский университет МЭИ. Москва, очно).
    Профиль: информатика и вычислительная техника (направление: вычислительно-измерительные системы).
    Обучение студентов построено на изучении вопросов разработки и тестирования ПО, проектной работы и изучения языков программирования, создания современных интерфейсов для ПК и периферийных структур с уклоном в игровую разработку.
  2. СПБГУ (Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, очно).
    Профиль: прикладная информатика (направление: прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук).
    Программа данного факультета позволяет сформировать у студентов навыки по использованию современных технологий в различных сферах искусства — в том числе в игровой разработке. Уделено внимание изучению игровых движков, 3D-моделированию и работе с анимацией, видеомонтажу и обработке звука, работе с виртуальной реальностью.
  3. РГУ им. А. Н. Косыгина (Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина. Москва, очно)
    Профиль: информационные системы и технологии (направление: информационные технологии в медиаиндустрии).
    Программа направлена на формирование навыков коммерческой разработки ПО с активным изучением аудио- и видеотехнологий, графики и виртуальной реальности, разработки ПО и защиты информации.
  4. РЭУ им. Г. В. Плеханова (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Москва, очно).
    Направление: прикладная математика и информатика.
    В программе вуза оптимальным образом сочетаются продвинутая подготовка по математике и программированию с учётом проектного подхода к обучению. Однако данный вуз уделяет довольно мало внимания игровой разработке и больше сконцентрирован на навыках программирования и разработки в целом.

Существует большой выбор различных вузов, мы лишь указали примеры направлений, которые могут подойти будущему Unreal Engine — разработчику.

Безусловно, обучение в институте имеет свои преимущества и недостатки с точки зрения получения образования.

Плюсы обучения в вузе:

  • Наличие чёткого плана обучения с получением фундаментальных знаний об индустрии в целом и игровой разработке в частности.
  • Формирование сторонних важных навыков: умения доводить проекты до конца (даже если их выполнение кажется невозможным), грамотное распределение временных ресурсов, оптимизация выполняемых задач.
  • Формирование первичного портфолио на основе выполнения обязательных практических работ в процессе получения образования.
  • Формирование навыков работы в команде при выполнении групповых работ.

Минусы обучения в вузе:

  • Длительность обучения: программа бакалавриата рассчитана на 4 года (магистратура в качестве дополнения — ещё 2 года).
  • Высокая стоимость обучения.
  • Учебные программы быстро устаревают.
  • Даётся много дополнительного материала, относящегося к профессии, но не имеющего практической ориентации на профессию Unreal Engine — разработчика.

Таким образом, получение образования в вузе больше подойдёт молодым людям, ещё только стоящим перед выбором жизненного пути. Этот шаг позволит сформировать ряд полезных навыков перед выходом на работу и даст более глобальное понимание направления геймдева.

Курсы Unreal Engine — разработчиков

Ещё один способ обучения — прохождение онлайн-курсов для разработчиков игр на Unreal Engine. Сегодня это самый популярный способ обучения и смены профессии, поскольку позволяет в сравнительно короткие сроки (от 5 месяцев до 1,5 года) освоить совершенно новую специальность, учитывая, что многие начинают работать ещё до окончания обучения.

Где лучше пройти курсы? Мы проанализировали доступные варианты. Предлагаем вам нашу подборку учебных программ, которые позволят освоить новое направление в адекватные сроки.

1. Курс “Геймплей программист на Unreal Engine” от XYZ School.

Курс “Геймплей программист на Unreal Engine” от XYZ School

XYZ School обучает профессиям из сферы геймдева, поэтому имеет курс по такому популярному движку, как Unreal Engine. Программа обучения сфокусирована именно на разработке геймплея, и создана для специалистов с опытом: необходимо быть либо разработчиком на C++, либо знать хотя бы один язык программирования. Помимо разработки геймплея, ученик освоит создание персонажей, поиск и устранение ошибок в коде, работу с системой контроля версий Perforce, разработку интерфейсов, оптимизацию кода.

В конце студент реализует одну из геймплей систем: дрон или лук. Курс идет 5 месяцев. Есть рассрочка до 16 месяцев.

Ссылка на курс: https://www.school-xyz.com/gamecode.

Онлайн-школа XYZ предоставила нашему сайту уникальный промокод PROFIWAY, который дает скидку 10% на любой курс. Действует промокод до 30.04.2024.

2. Профессия “Разработчик игр на Unreal Engine 4” от Skillbox.

Профессия “Разработчик игр на Unreal Engine 4” от Skillbox

Большая программа обучения от одной из главных образовательных платформ в СНГ. Подойдет начинающим программистам и опытным разработчикам, а также тем, кто хочет изучить профессию с нуля.

Обучающая программа обширная и включает в себя 11 блоков. Студент научится создавать игры с нуля до релиза, программировать на Unreal Engine 4 Blueprints, писать код на C++, понимать клиент-серверное взаимодействие в движке, работать с системами контроля версий, работать в команде.

В процессе обучения ученик сделает несколько проектов, которые украсят портфолио. Также онлайн-школа гарантирует трудоустройство, либо вернет деньги. Продолжительность обучения индивидуальная. Есть рассрочка на 24 месяца.

Ссылка на курс: https://skillbox.ru/course/profession-unreal-engine-4/.

У Skillbox есть такой же, но расширенный курс, который доведет студента до специалиста middle уровня: https://skillbox.ru/course/profession-ue4/.

3. Профессия “Middle-разработчик на Unreal Engine 4” от Skillbox.

Профессия “Middle-разработчик на Unreal Engine 4” от Skillbox

Skillbox представляет единственный курс по Unreal Engine для уровня Middle, среди обучающих программ на русском языке. Курс подойдет либо junior-разработчикам на движке, либо опытным разработчикам из других направлений, которые хотят работать в геймдеве.

Студент научится программировать на C++ на уровне middle, применять ООП в геймдеве, программировать игровой AI, использовать паттерны проектирования игр, разбираться в стандарте программирования на движке, писать плагины, разрабатывать многопоточные приложения.

Итоговым проектом выступит плагин для Unreal Engine, который будет автоматически создавать уровни детализации для объектов сцены, и помещать их в иерархию с учётом расстояния до доступных точек карты. Курс длится 14 месяцев. Есть рассрочка на 24 месяца.

Ссылка на курс: https://skillbox.ru/course/unreal-engine-4/.

4. Курс “Разработка игр на Unreal Engine с нуля” от Нетологии.

Курс “Разработка игр на Unreal Engine с нуля” от Нетологии

Образовательная платформа Нетология выделяется среди других наивысшим процентов учеников, которые советуют ее после прохождения обучения. Курс по разработке на UE подойдет для обучения с нуля, а также геймдизайнерам, программистам, 2D и 3D художникам.

На курсе научат разрабатывать баланс конфликтных систем и игровую экономику; создавать персонажей, NPC и простой AI; создавать пользовательский интерфейс; левел-дизайну; создавать структуру проекта; настраивать саунд-дизайн и освещение; прототипировать и проводить дебаггинг.

Ученик разработает несколько уровней игры и прототип игры. Курс идет 4,5 месяца. Есть рассрочка на 18 месяцев.

Ссылка на курс: https://netology.ru/programs/unreal-engine-s-nulya.

5. Курс “Разработчик игр на Unreal Engine” от GeekBrains.

Курс “Разработчик игр на Unreal Engine” от GeekBrains

GeekBrains специализируется на ИТ-образовании, и также учит профессиям в геймдеве. Курс по UE подходит для обучения с нуля и перехода из других направлений, связанных с разработкой.

Помимо движка Unreal Engine, в процессе обучения студент освоит языки С и C++, и систему контроля версий Git. После 9 месяцев на курсе GeekBrains устроит студента на стажировку, чтобы он мог отработать полученные навыки на реальной практике.

Для покупки доступна 2 пакета: middle уровень продолжительностью 24 месяца, middle+ уровень длиной 36 месяцев. Есть рассрочка до 36 месяцев.

Ссылка на курс: https://gb.ru/geek_university/developer/programmer/unrealengine.

Прочие курсы:

  • курсы по Unreal Engine от Unreal Skills;
  • курс по разработке игр на UE, посвященный основам, длительность 4 месяца.

Очные курс:

  • курс по Unreal Engine 5 от Scream School, продолжительностью в 1 год, и проходящий в Москве;
  • курс по Unreal Engine от Avenue School в Москве на 3,5 месяца (также есть возможность онлайн-обучения).

Существует множество других школ, которые тоже предоставляют свои курсы по обучению работе с Unreal Engine. Их качество может быть не хуже представленных в нашей подборке. Однако мы постарались найти курсы, программа которых ориентирована на получение студентами максимальных знаний в короткий срок.

Высокий уровень популярности прохождения этих и им подобных курсов обусловлен рядом преимуществ, которые такой формат обучения даёт студентам:

  • Скорость обучения. Курсы позволяют за короткий период получить основные навыки в новой профессии, достаточные для трудоустройства.
  • Отсутствие бюрократических порогов. Нет необходимости сдавать вступительные экзамены и подтверждать квалификацию. Также начать обучение можно в любое время года (отчасти зависит от времени начала потока, но на ряде платформ обучение открывается сразу после оплаты в любое время).
  • Свободный график обучения. Многие совмещают курсы с основной работой, а благодаря дистанционному формату обучения и записям лекций можно проходить обучение в удобном для себя темпе и в удобное время, без привязки к чёткому расписанию занятий.
  • Ориентация на практические навыки. Подобные курсы формируют исключительно практическую базу работы, формируя рабочие компетенции в короткие сроки.
  • Обучение у действующих профессионалов. На качественных платформах авторами курса и спикерами являются действующие специалисты по направлению курса. Возможность обучаться у действующих практиков позволяет получать актуальные знания о выбранном предмете обучения.
  • Формирование рабочего портфолио. По результатам курса студент формирует портфолио с работами, максимально отвечающими требованиям потенциального работодателя, приближенными к реальным рабочим задачам.

Стоит также отметить и ряд недостатков курсов:

  • Высокий темп обучения. Часто студенты не успевают запоминать и тщательно прорабатывать получаемые навыки.
  • Узкая специализация. Курсы помогают освоить довольно узкое направление и умение действовать исключительно в его рамках, о формировании компетенций специалиста широкого профиля говорить не приходится.
  • Высокая стоимость. Цена многих курсов достигает 100–150 тысяч рублей. Однако чаще всего эта проблема решается благодаря возможности оплаты в рассрочку в течение длительного периода.

Самостоятельное обучение

Самообразование также не стоит сбрасывать со счетов. Однако этот путь будет самым сложным и долгим, если только вы не выбираете его, уже имея большую часть компетенций.

Например, если вы уже являетесь игровым разработчиком, которому нужно освоить только функционал самого движка и разобраться в его особенностях. Стоит учесть, что Unreal Engine достаточно сложен и освоить все навыки без куратора будет сложно.

Главная проблема самостоятельного обучения — отсутствие чёткого плана и обучающей программы. Для того чтобы упростить вашу задачу, если решите пойти этим путём, мы предлагаем примерный план самостоятельного обучения на Unreal Engine-разработчика.

Примерный план самостоятельного обучения:

  1. Основные принципы работы с Unreal Engine (основы, редакторский интерфейс, работа с окружением, управление светом, работа с материалами, создание и экспорт объектов, классы объектов, операторы, создание механик и др.).
  2. Основные понятия геймдева, процесс создания игры от идеи до выхода в релиз.
  3. Язык программирования С++ (основы синтаксиса, заголовки и макросы, объекты, классы, инструменты, функции, идиомы, библиотеки STL).
  4. Система визуального скриптинга Blueprint (компоненты, функции, построение древа задач, взаимосвязи объектов).
  5. Основы работы контроллеров GIT, SVN, Perforce.
  6. Основы ООП: понятия классов и структур, упаковка и распаковка структур, агрегация и композиция.
  7. Основные моменты создания моделей (текстуры и примитивы, основы полигонального моделирования, работа со сценами, интерактив).

Это основные направления, которые необходимо изучить при самостоятельном обучении на разработчика UE. Далее, имея этот базис, разобраться, в каком направлении двигаться и как строить дальнейшую программу обучения, будет значительно легче.

Обучающие материалы по Unreal Engine

Помимо плана обучения, нужны также и хорошие учебные материалы. Предлагаем небольшую подборку с видеоканалами, книгами, статьями и бесплатными уроками по Unreal Engine, которые позволят получить начальные знания в этой профессии.

Примечание автора сайта: хоть мы и размещаем большое количество полезных ссылок, но в любом случае вам нужно будет самостоятельно искать обучающие материалы, которые относятся к вашему направлению и соответствуют вашему уровню профессионализма. Мы лишь стараемся задать правильный вектор для дальнейшего поиска.

Видеоканалы и статьи по Unreal Engine-разработке:

Книги по Unreal Engine:

  • Разработка игр на Unreal Engine 4 за 24 часа (Куксорн Арам и Даулингсока Райан).
  • Разработка RPG в Unreal Engine (Стив Сантелио).
  • Unreal Engine VR для разработчиков (Митч Маккефри).
  • Blueprints Visual Scripting for Unreal Engine — Second Edition.
  • Учебник Unreal Engine (Ханин).
  • Изучаем С++, создавая игру в Unreal Engine (Уильям Шериф).

Будем рады, если вы поможете нам дополнить эту подборку другими полезными для обучения материалами в комментариях.

Первый опыт и поиск работы новичками

Осваивая профессию, главное — вовремя перейти к практике. Чем быстрее вы начнёте работать (естественно, освоив достаточный объём теории), тем лучше.

Сделать первый шаг довольно сложно, особенно в новом для себя направлении. Однако пока вы не начнёте работать и применять на практике полученные знания, все усилия, потраченные на образование, не имеют смысла.

Далее мы подробно объясним, как найти первую работу, где искать вакансии разработчика на Unreal Engine и как получить работу без опыта.

Обязанности специалиста на начальном этапе, задачи и требования

Чтобы понять, какие требования предъявляют работодатели к кандидатам на должность Unreal Engine-разработчика, стоит воспользоваться примерами вакансий, публикуемых на различных сайтах поиска работы, например на самом популярном агрегаторе hh.ru.

Несколько примеров вакансий на скриншотах:

О профессии Unreal Engine разрабочтика

Пример вакансии Unreal Engine-разработчика 2

Пример вакансии Unreal Engine-разработчика 2.2
Пример вакансии Unreal Engine-разработчика

Дополнительно самостоятельно проанализируйте вакансии на сайтах по поиску работы. Мы указали лишь два примера, чтобы не делать статью слишком объемной.

Таковы требования работодателей к кандидатам на начальных и средних позициях. На других сайтах, если вы поищете подобные вакансии, найдёте примерно похожие требования. В целом объём задач меняется в зависимости от сложности разрабатываемого проекта и уровня студии.

Ключевые требования вакансий на разработчика UE — это:

  • знание движка UE;
  • хорошее владение C++;
  • хорошие навыки ревью кода;
  • желание разбираться со сторонними программами, в которых работает данная компания.

Стоит отметить, что часто компании могут ставить те же требования, но закрывают их сложной терминологией. Если вы видите вакансию с большим количеством страшных и непонятных слов, не поленитесь разобраться, что скрывается за ними: часто это самые простые основы разработки. И если это так, смело откликайтесь.

Это одна из уловок работодателей, направленная на отсечение части соискателей, не готовых разбираться с заданием или имеющих слишком слабые навыки в индустрии. Если же встретите действительно неизвестное для себя понятие — это возможность закрыть ещё один пробел в своих навыках.

Как получить первый опыт UE-разработчика

Многие компании не желают брать специалистов без опыта работы. И это не приятный момент. Поэтому самый частый вопрос среди разработчиков, которые только приступили к поиску работы, — где набраться опыта в UE-разработке.

Как получить первый опыт UE-разработчика

Для получения первого опыта стоит использовать все доступные способы. Каждому следует исходить из своих возможностей и предпочтений. Есть несколько вариантов, помимо стандартной рассылки резюме на вакансии:

  • Прохождение стажировок в крупных и малых компаниях. Часто, начиная искать работу, соискатели откликаются на вакансии, совершенно игнорируя объявления о стажировках. А зря, поскольку в современных компаниях стажировка оформляется официально и является опытом работы, который можно указать в резюме. Более того, стажировки часто оплачиваются (пусть и не слишком хорошо), а также по её завершении есть шанс закрепиться в компании, перейдя на начальную позицию.
  • Выполнение фриланс-проектов. На биржах фриланса часто можно найти небольшие проекты для UE-разработчика. Можно получить опыт работы и заодно пополнить своё портфолио, опять же — такая работа оплачивается.
  • Инди-разработка. Молодому специалисту ничего не мешает начать разработку своих игровых проектов. И пусть это будут небольшие игры с минимальным функционалом, это будут официальные игровые проекты. А для придания своим играм официального статуса можно опубликовать их на различных площадках для инди-разработчиков и в игровых магазинах, это сравнительно недорого. Проекты будут простыми, но для демонстрации первичного опыта этого вполне достаточно.
  • Участие в джемах. Это короткие соревнования, часто на один или несколько дней, когда небольшие команды разработчиков (часто образуемые стихийно) создают небольшой проект и презентуют его судьям. Задача не создать крутую игру, а продемонстрировать свои навыки разработки и умение нестандартно мыслить. Часто на таких соревнованиях присутствуют представители крупных работодателей.

Стоит также отметить — в направлении UE-разработки ощущается нехватка специалистов. Поэтому не стоит сильно переживать из-за поиска работы, если на первый десяток откликов пришёл отказ. В течение двух-трёх месяцев вполне реально найти первого работодателя.

Но не стоит рассчитывать и на трудоустройство в крупную студию сразу после обучения: не отказывайтесь от работы в инди-студиях или небольших проектах. Пусть они не принесут больших денег, зато позволят наработать опыт работы, и на рынке вы уже будете оцениваться в качестве специалиста, а не «зелёного» новичка.

Как оформить своё портфолио и резюме

При поиске работы потребуется создать резюме и, что самое важное, портфолио Unreal Engine — разработчика. Именно оно чаще всего является критерием оценки специалиста при подборе персонала.

Портфолио представляет собой сборник примеров ваших работ: как вы мыслите, реализуете механики, что вы умеете, насколько качественно работают ваши проекты. Благодаря этому работодатель уже на начальном этапе оценивает, насколько специалист подходит ему, и решает, стоит ли дальше общаться с ним. Поэтому к созданию этого элемента самопрезентации нужно подойти максимально ответственно.

Дадим несколько советов о том, как правильно оформить своё портфолио:

  • Составьте порядок публикации проектов.
  • Для каждого проекта создайте краткое описание решённых задач, сделайте несколько красивых скриншотов готовой работы (это повысит желание детально ознакомиться с работой) и только после этого добавляйте ссылку на свою работу.

Используйте сервисы сокращения ссылок: длинные хвосты, содержащие информацию о месте и виде хранения информации, крайне невыгодно смотрятся в портфолио.

  • Сделайте отдельный лист «славы», где вы перечислите свои достижения: дипломы, сертификаты, призы за участие в соревнованиях разработчиков и др.
  • Сформируйте свои ключевые навыки.
  • Регулярно обновляйте проекты. По мере роста мастерства из портфолио можно убирать ранние проекты, которые уже не соответствуют вашему уровню мастерства.

Большое количество проектов в портфолио — это хорошо. Однако здесь тоже нужно чувство меры. И лучше для работодателя презентовать самые лучшие свои работы. 10–15 работ в общем портфолио будет вполне достаточно.

Теперь поговорим о резюме. С ним всё значительно проще, поскольку большинство сайтов поиска работы предлагают удобные готовые шаблоны. Достаточно заполнить их, указав свою должность, основную информацию о себе, ключевые навыки и желаемые направления. Плюсом является возможность экспорта в Word на большинстве сайтов. Так вы сможете добавить те позиции в резюме, которые отсутствуют в шаблоне (его можно также использовать для прямой рассылки работодателям).

Заполняя резюме, соблюдайте баланс между полезной информацией и публикацией лишних деталей. В идеале составлять резюме под конкретную вакансию, перечисляя те свои навыки, которые отвечают текущим потребностям компании, с которой вы взаимодействуете.

Где искать работу Unreal Engine — разработчику

Какими ресурсами стоит воспользоваться UE-разработчику при поиске работы? Существуют различные ресурсы, где публикуются вакансии. Это официальные агрегаторы, различные форумы разработчиков, а также чаты в мессенджерах.

Самые популярные ресурсы поиска вакансий:

  • Hh.ru — известный сайт поиска работы, где публикуется огромное количество вакансий, в том числе и по игровой разработке.
  • CareerJet — ещё один крупный агрегатор вакансий, позволяющий найти работу на территории России.
  • Хабр.Карьера — популярный онлайн-форум, где помимо полезной информации можно найти работу, преимущественно в IT-сфере.
  • JobInMoscow — агрегатор вакансий по Москве и Московской области.
  • Rabota.ru — ещё один крупный агрегатор вакансий.

Откликаясь на готовые вакансии, вы отправляете резюме работодателям. Однако также есть метод холодного поиска работы. Достаточно найти сайты геймдев-студий или их страницы в социальных сетях — там часто публикуются адреса для связи с руководством или для соискателей работы.

Достаточно отправить своё резюме на соответствующий адрес: если работодателя оно заинтересует, последует приглашение на собеседование. Также на подобных страницах часто публикуют вакансии в этой студии разработки, которые открыты на данный момент (на сайтах это раздел карьеры).

Также работу можно искать через соответствующие каналы в Telegram или «ВКонтакте», где публикуются вакансии для постоянного найма и разовые заказы:

  • Канал Вакансии GameDev, Unity и Unreal Engine разработчиков.
  • Канал Работа в Геймдеве.
  • Канал Unreal Jobs (Работа, вакансии, стажировки для Unreal Engine).
  • Канал My Gamedev.
  • Сообщество ВК Unreal Engine (UE4, UE5).

Если вы готовы работать на фрилансе, не стоит забывать и о сайтах с публикацией заказов:

  • FL.ru — самый популярный агрегатор фриланс-заказов (в т. ч. IT-направленности) в России.
  • RuBrain — профессиональный сайт для фрилансеров в сфере IT.
  • Kwork — русскоязычная биржа фриланса, в т. ч. для игровых разработчиков.
  • UpWork — англоязычная фриланс-биржа.

Помимо опубликованных нами, существует много других подобных сообществ. В сфере геймдева каждый день появляются новые проекты, которые требуют участия специалистов по Unreal Engine. Не ограничивайте себя — не бойтесь написать потенциальному работодателю, даже если вакансия кажется сложной. Пробуйте себя, только так можно получить столь необходимый опыт.

Как проходит стандартное собеседование

Поговорим немного о том, что представляет из себя стандартное собеседование для Unreal Engine — разработчика: как выглядит процесс отбора, какие этапы в него включены и что потенциальный работодатель ожидает от кандидата на собеседовании.

Как проходит стандартное собеседование
Фрагмент из проекта, созданного на движке Unreal Engine

После отклика на резюме с вами свяжется руководитель фирмы (в случае небольшой студии) или представитель отдела кадров — HR. Чаще всего на этом этапе обсуждается, актуален ли отклик для кандидата, и предлагается выполнить небольшое тестовое задание.

На этом этапе многие новички делают ошибку, отказываясь от тестовых заданий. В интернете довольно распространено мнение, что задания — это проявление неуважения к кандидату и попытка нечестного работодателя нажиться на потенциальном работнике и заставить его работать даром. Это совсем не так.

Что же есть на самом деле? Объём тестового задания редко способен оказать реальное влияние на рабочие процессы в студии. Кроме того, другие кандидаты, скорее всего, получают аналогичную задачу, иначе сравнить уровень подготовки кандидатов будет довольно сложно.

Зачем же тестовое задание компании? Ответ прост — работодатель хочет проверить реальные навыки кандидата (уровень квалификации, так как нередки случаи, когда портфолио формирует завышенное представление о кандидате; внимательность и способность принимать самостоятельные решения) на обобщённой рабочей задаче, увидев, как она будет выполнена. На основе тестового задания происходит фактическая оценка человека и его сравнение с другими кандидатами на должность.

По результатам тестового задания принимается основное решение о продолжении работы с кандидатом. Поэтому к его выполнению нужно подойти ответственно и внимательно, но не зацикливайтесь на задаче, пытаясь создать идеальное решение. Здесь важно показать свои навыки, но не стоит переделывать результат до бесконечности, пытаясь учесть всё. Как только поставленная задача выполнена и код проверен, отправляйте результат ответным письмом и ждите ответа.

Далее возможны два исхода: либо вас приглашают на собеседование (оно может быть совмещено со знакомством с руководителем), либо вы получаете отказ. Даже если на этот раз вам не повезло, не отчаивайтесь. Лучше используйте эту возможность, чтобы выяснить, каких именно навыков вам не хватило, и постарайтесь закрыть эти пробелы.

В случае попадания на собеседование всё идёт по определённому стандарту. Специалист по подбору персонала может задавать различные вопросы — начиная от азов разработки и заканчивая причинами вашего желания работать в компании. Техническими вопросами они не сильно увлекаются, поскольку не являются специалистами, но могут пригласить для этого вашего будущего руководителя, что гораздо более вероятно.

Вопросы мотивации носят оценочный характер и в них важна не столько правильность ответов, сколько реакция на них кандидата и умение ориентироваться в ситуации.

Оцениваются такие качества, как:

  • жизненная позиция;
  • стремление к самореализации;
  • конструктивное мышление;
  • интерес к выбранному направлению и индустрии в целом.

После того как завершена основная часть собеседования, не стесняйтесь задать интересующие вас вопросы в ответ. Культурно перейдите к этому моменту, попросив специалиста ответить на те вопросы о вашей будущей работе, которые остались вам непонятны.

Если вы дошли до этого этапа, скорее всего, у вас уже хорошая подготовка и есть все данные, чтобы занять нужную вам вакансию. Не теряйтесь, не переживайте. Не только вы ищете работу, но и работодателю нужен тот, кто сможет закрыть нужный ему участок работы. И поиск такого специалиста, особенно в IT-сфере, задача непростая.

Ознакомьтесь со следующим видео:

  • Видеоинтервью «Технические собеседования в игровой индустрии» на youtube-канале «Как делают игры».

Что делать, достигнув профессионального уровня

Это правильный вопрос, и пусть это задача не сегодняшнего дня, но лучше заранее оценить перспективы своей будущей профессии: чего вы сможете достичь на максимальном уровне, когда достаточно прокачаете свои навыки.

Развитие Unreal Engine — разработчика — это сфера написания игрового кода. Как ранее мы уже писали, в этой профессии есть 3 основных ранга, наивысший из которых Senior. И эти специалисты уже не являются обычными программистами, которые днями пишут код. Это руководители подразделений (тимлиды), распределяющие задачи между своими подчинёнными (Middle, Junior и стажёры). По сути, на этом этапе разработчик становится ещё и руководителем проекта в своей области.

Безусловно, используя свой богатый опыт разработки, Senior продолжает писать код — как правило, занимаясь самыми сложными участками и решая возникающие проблемы своих подчинённых в случае критических ситуаций. Но в большей степени задача руководителей состоит в распределении задач, контроле исполнения и соответствия результата полученному заданию. На этом этапе пригодятся навыки менеджмента и организации проектной деятельности. Это уже путь руководителя подразделения.

Ещё один путь, которым может пойти Unreal Engine — разработчик, — это создание собственной игровой студии. Обычно, начиная с инди-проектов, специалисты постепенно развивают собственный бизнес и могут вырасти в большую студию. Для них это оптимальный вектор развития, поскольку самый сложный участок — написание кода — они могут выполнить сами, а за время работы в индустрии обрастают полезными знакомствами для выполнения тех задач, которые не выполнят сами (левел-дизайн, создание арта и нарратива). На этом направлении ограничений практически нет — такая студия может и ничего не добиться, и вырасти в нового гиганта индустрии.

Полезные ссылки, сервисы и инструменты

Представляем несколько ссылок на сообщества Unreal Engine — разработчиков, которые помогут вам при освоении этого игрового движка, и на ряд полезных инструментов, способных серьёзно расширить его возможности и сделать значительно удобнее в работе.

Общие материалы:

Сообщества Unreal Engine — разработчиков:

Полезные инструменты:

  • trueSKY — плагин для рендеринга погоды в реальном времени.
  • Surface Trails — плагин для формирования следов персонажа.
  • SuperGrid Starter pack — комплект ассетов материалов, расширяющий стандартные библиотеки.
  • Project Borealis — программа для тестирования производительности игры.
  • MatBatchUEr— плагин для самостоятельного создания текстур и материалов в окне разработчика.
  • Prefab Tool — плагин поддержки вложенных модульных объектов.

Заключение

На этом наше руководство для начинающих Unreal Engine —разработчиков завершается. Будем рады, если собранный и представленный в этой статье материал был полезен вам.

Надеемся, что вы сохранили желание освоить эту сложную, но интересную и востребованную профессию. Помните: если вы действительно хотите чего-то достичь, идите к своей цели, несмотря ни на какие сложности. Путешествие вокруг света начинается с первого шага. У вас всё получится!

Если вам есть что добавить к собранному нами материалу, будем рады вашим комментариям

В статье присутствует реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Profi Way - твой путь профессионала
Добавить комментарий