Большой гайд для начинающих 3D-художников: с чего начать, необходимые знания, способы обучения, первый опыт и полезные ссылки

Сфера 3D

В интернете тонны информации о том, как стать 3D-художником. Статьи, туториалы, подкасты, интервью…  Но есть проблема. Разобраться самостоятельно и отличить полезную информацию от вредной, ложной, а иногда и демотивирующей не так-то просто.

Редакция сайта Profi Way провела подробное исследование профессии 3D-художника и большой анализ, касающийся проблем новичков, необходимого обучения, перспектив роста, пути становления специалистом и др. Теперь мы готовы поделиться с вами результатами. Вопрос «Нужно ли уметь рисовать?» тоже обсудим.

Для новичков и специалистов, недавно начавших изучать 3D-арт, мы составили пошаговый план освоения профессии с последовательным и структурированным применением бесплатных источников информации.

Наша задача — помочь вам сделать самые трудные первые шаги.

Материал достаточно объемный, поэтому рекомендуем сохранить статью в закладки, чтобы иметь возможность вернуться к ней в удобное для вас время.

О профессии

Внимание, вопрос. Без чего невозможен крутой 3D-арт?

  • Без компьютера с мощной оперативной памятью.
  • Без 1 000 часов опыта игры в MMORPG.
  • Без художника, имеющего диплом художественной школы.
  • Без художника, имеющего хотя бы руки из плеч.

Глупо? Отчасти. На самом деле, необходимо сочетание двух вещей — технологий и творчества (подкрепленных опытом и трудом). Именно они составляют суть профессии 3D-artist.

3D-художник занимается созданием трехмерных моделей, а также визуальных эффектов и анимации. С помощью специального софта он создает графику для геймдева (разработка игр), сайтов, киноиндустрии, мультипликации, рекламы, медицины, 3D-печати и пр. Специалист придумывает образы сам или работает с заранее составленной концепцией арта.

Вообще, в этой профессии плавающее соотношение технического уклона к творческой деятельности. Если вы, например, рисуете мультики, то к вам как к технарю в классическом понимании этого слова предъявляется гораздо меньше требований, чем, скажем, к 3D-художнику в пластической хирургии.

В отличие от 2D-художника, 3D-шник создает не просто плоскую картинку, а пространство, которое в последующем конвертируется в определенный формат, обрабатывается компьютерными движками и рендерится. Основой технического задания служит фотография, чертеж или рисунок. В результате такое трехмерное изображение на экране монитора можно покрутить и разглядеть со всех сторон.

Данная профессия будет крайне востребована в будущем. Одно из самых перспективных направлений — создание дополненной реальности или VR.

Если 3D-художник выбирает специализацию по жанрам или по этапам создания графики, то переходит в разряд узкоспециализированного направления. Можно делать только моделирование персонажей, финальную обработку сцены или создавать спецэффекты. Если же специалист осуществляет весь процесс создания 3D-модели, то его называют 3D-дженералистом.

С чего начать 3D-художнику

Прежде всего — с трезвого взгляда на профессию. Рассмотрим особенности профессии художника 3D-графики без иллюзий и развенчаем некоторые устойчивые мифы. Это необходимо, чтобы не столкнуться с разочарованием из-за неоправданных ожиданий.

Интерес и желание

У вас должно быть желание погружаться в 3D. В эту сферу не ворваться, что называется, с ноги. Вам предстоит изучить огромное количество разнообразного софта и рабочих инструментов 3D-художника. Это вполне реально, но далеко не так просто, как многие представляют.

На освоение одного пакета софта необходимо выделять как минимум 1–2 часа в день. Очень важно проявлять регулярность. Крайне нежелательно приостанавливать обучение и делать недельные таймскипы. 3D имеет особенность: изученные приемы требуют отработки на практике, а перерывы в обучении начисто выветривают знания из головы, оставляя лишь смутные представления. Для тех, кто не может полностью самостоятельно распоряжаться своим временем, это может стать проблемой.

Если вы чувствуете интерес к 3D-арту, то вот несколько рекомендаций.

  • Совет 1. Для начала попробуйте определиться с тем, что вам больше нравится делать, к какой сфере вы склоняетесь: к созданию персонажей, рекламы, спецэффектов и т. д.
  • Совет 2. Учтите, что мир 3D быстро меняется, поэтому ваш интерес должен выражаться как отслеживание тенденций индустрии.
  • Совет 3. Заведите блокнот для фиксации важных моментов в изучении ПО — записывайте хот-кеи, перевод интерфейса и т. д.

Понимание профессии

3D-художник — это, несомненно, творческая профессия. Но ответ на вопрос «Как стать 3D-artist?» совсем не связан с творчеством — напротив, это крайне техничный и кропотливый путь. За одной реализованной моделью могут скрываться месяцы усердного труда.

Понимание профессии 3D-художника

Сделать модельку обычно труднее, чем это представляют новички. Много людей бросают 3D-арт из-за того, что недооценивают количество трудозатрат.

Работа 3D-художника во многом строится на монотонных рутинных действиях. Бывает, что весь день нужно двигать полигоны, ковыряться в настройках и моделить ящики. Однако это скучный этап только на первых порах, пока нет достаточного уровня владения техническими возможностями. Многие 3D-художники со временем искренне влюбляются в конвейерный процесс рутины.

Весь путь создания трехмерной графики можно разложить на следующие этапы:

  1. Создание объекта и собственно моделирование.
  2. Риггинг — настройки привязки для анимации.
  3. Текстурирование — придание объекту реалистичных черт, покраска.
  4. Рендеринг — визуализация 3D-сцены.
  5. Постобработка — наложение спецэффектов.

Со стороны может показаться, что человеку и предпринимать особо ничего не нужно, и за него все делают программы. Однако так думают только те, кто сам никогда не занимался 3D. Несомненно, 3D-художнику где-то проще, чем его коллегам, работающим с 2D-графикой, поскольку меньше приходится рисовать напрямую и результат в большей степени зависит от навыков обращения с софтом.

Некоторые 3D-художники надеются проскочить этап обучения рисунку и воспринимают 3D как лазейку для тех, кому лень изучать основы рисования. Такой подход ошибочен, поскольку если неточности 2D-рисунка видны лишь на плоскости, то косяки 3D-шника можно увидеть в объеме. Софт сам по себе ничего не сделает. Рисовать, как Рембрандт, никто не требует, но осознать, как надо делать, нужно. Вот такой парадокс.

Кроме того, софта реально много. Обойтись парой программ не удастся. Такова специфика: каждая программа больше подходит для одних задач и меньше для других. Обычно требуется освоить 1–2 пакета 3D, набор плагинов и расширений, растровый редактор 2D-графики и дополнительный софт для узких задач. Из этого следует необходимость приобретения техники достаточной мощности, но это уже вопрос финансов.

Что касается работы с заказчиками, то в идеальном мире происходит так. Клиент предоставляет референсы и подробное ТЗ. 3D-художник делает первые наброски, обсуждает их с заказчиком. Затем они вместе выбирают рабочий вариант, и специалист начинает создание цифрового объекта. Далее идет пара этапов согласования, возможно, небольшие правки. В итоге — финальный вариант, утверждение, восторг заказчика, отличный отзыв и рекомендации. Ура-ура-ура. Но на практике картина может отличаться.

Клиент может прийти с размытыми требованиями. В этом случае составление ТЗ ложится на плечи специалиста, т. е. первый этап работы растягивается. Также клиенты не всегда могут быстро давать обратную связь, это тоже нужно учитывать.

Рабочий день 3D-художника зависит от того, с какой стадией 3D-пайплайна он работает. Так называют последовательные этапы создания 3D-модели.

Прежде всего, подбираются референсы, затем наступает стадия блокинга, т. е. работа над общими формами модели, далее происходит детализация и проработка геометрии. В итоге модель проходит стадию визуализации и подачи.

Загляните в профессиональные тематические сообщества 3D-художников: так вы лучше поймете изнанку профессии.

Для занятий 3D необходимо много самоотдачи, терпения и трудолюбия.

Общий анализ профессии

Начинающих 3D-художников часто привлекает уровень заработной платы. Доходы зависят от навыков и их актуальности. Умеете моделить крутые востребованные вещи — зарабатываете больше, умеете только простые штуки на уровне маркетплейсов — зарабатываете меньше.

Тенденции возрастающей конкуренции говорят о перспективе падения стоимости работы 3D-художников. Однако это не касается прокачанных специалистов в узких востребованных нишах. Проанализируйте, какие навыки сейчас являются ценными и редкими. Например, сейчас мало специалистов по созданию причесок персонажей.

На данный момент зарплата специалиста зависит от стажа и опыта. При работе в офисе важен уровень зарплат по городу. При удаленке уровень зарплат выравнивается. В Москве и Санкт-Петербурге начинающий получает от 50 тыс. руб., специалист среднего уровня — от 90 тыс. руб., старший 3D-художник — 100–150+ тыс. руб. Senior 3D Artist с опытом работы от 6 лет  может получать 120–150 тысяч. В крупных городах средняя заработная плата начинающего 3D-художника — около 30–35 тыс. руб. Для тех, кто в профессии 1–3 года, — 50–60 тыс. руб.

Если рассматривать доход на фрилансе, то все зависит не только от сложности и профессионализма, но и от степени загруженности проектами и производительности. Новичок может делать модели по 2 тысячи за неделю, а опытный специалист — по 10 тысяч за 3 дня.

Плюсы профессии 3D-художника

  • Достойный уровень зарплаты.
  • Востребованность.
  • Свободный график (не всегда, но часто).
  • Интересные творческие задачи.
  • Возможность найти работу за границей.
  • Можно стать узкопрофильным специалистом.

Минусы профессии 3D-художника

  • Нагрузка на зрение.
  • Много рутины.
  • Сложное обучение.
  • Ненормированный рабочий день и жесткие дедлайны.
  • Высокая конкуренция.
  • Необходимость приобретения качественного ПО.

Теперь, когда базовые вопросы решены и вы точно знаете, что хотите стать 3D-художником, перейдем к более насущным вещам. И начнем с обучения.

Обучение на 3D-художника

На этом этапе отсеивается большая часть начинающих 3D-шников. Профессия сложная, поэтому с самого начала нужно подойти к наработке необходимых навыков со всей ответственностью.

Что нужно знать

С чего же начать 3D-художнику? С последовательного и систематического обучения, разумеется. Круг задач зависит от направления деятельности, которое выберет начинающий специалист. Однако можно вывести наиболее распространенные требования, являющиеся общими для всех.

1. Основы рисунка. Вернемся к вопросу рисования. Здесь все неоднозначно. Многие 3D-шники не имеют художественного образования, что нисколько не мешает им быть востребованными специалистами на рынке. Тем не менее понимание колористики, работы с перспективой и пропорциями, представление об анатомии — необходимые базовые знания 3D-художника. Круто, если 3D-художник может рисовать от руки, чтобы делать быстрые наброски для клиентов или коллег (особенно это касается 3D-художников по персонажам). Впрочем, многие специалисты предпочитают просто текстовые описания задач.

Многое в вопросе рисования зависит от специализации. Для скульптинга в Blender навыки рисования потребуются с большей вероятностью, чем при создании спецэффектов в Houdini.

Для серьезных и ответственных задач этап создания эскизов обязателен. У работодателей не всегда имеется возможность привлечь концепт-художника, поэтому идея и ее отрисовка иногда ложатся на плечи 3D-художника. Поэтому хотя бы небольшая база в 2D-арте пригодится.

Если же к рисованию не лежит душа, не огорчайтесь — все люди разные. Кто-то умеет красиво рисовать на бумаге, но не может работать в трех измерениях. И наоборот. Если 3D-моделирование — мечта всей вашей жизни, возможно, вы будете именно тем 3D-шником, который совершенно не умеет рисовать от руки, зато делает очень даже крутые работы в 3D (среди 3D-художников бывают такие случаи). Для моделирования неодушевленных объектов, оружия, техники, интерьера гораздо более полезными навыками являются пространственное мышление и воображение.

Если же вы относитесь к рисованию вполне спокойно, обязательно тренируйтесь рисовать руками. Пробуйте изображать объекты в объеме, учитесь чувствовать пространство, изучите, как падает свет и ложатся тени. Этим вы сильно облегчите себе дальнейший путь в профессии. Начинайте рисовать вместе с освоением программ.

2. Профессиональный софт. При освоении любых 3D-инструментов старайтесь в первую очередь понять логику и принципы программ, поскольку в студиях обычно приходится подстраиваться под существующий пайплайн. Понимая основы, при необходимости проще перейти на другой софт.

Важно! Программы связаны между собой производственной цепочкой. Например, сначала создается модель с минимумом полигонов в 3DS Max. Далее происходит детализация в ZBrush. После этого создаются и применяются карты текстур.

Если вы еще не пробовали создавать 3D-модели, рекомендуем начать с Blender. Это бесплатный пакет ПО с интуитивно понятным интерфейсом.

3. Английский язык. Знание иностранного языка пригодится для работы с 3D-программами и поиска информации с англоязычных ресурсов. В перспективе учить английский потребуется для сотрудничества с зарубежными студиями.

Способы обучения

С чего начать обучение на 3D-художника? Классические пути обучения на 3D-художника — самообразование, обучение в вузе или прохождение специальных курсов. Также возможно сочетать способы обучения. Рассмотрим каждый отдельно.

Обучение в вузе

Инженерное или художественное образование дает новичкам преимущество перед теми, кто получал образование в других сферах. Но это касается только начального этапа.

К плюсам получения вышки можно отнести возможность завести полезные знакомства и получить диплом, к минусам — усредненность программы, которую в любом случае придется дополнять знаниями со стороны.

Программ обучения направлению «3D-художник» в России нет, однако есть наиболее близкие специальности.

Итак, куда стоит поступать 3D-художнику?

Направление «Графика», специальность «Художник анимации и компьютерной графики»

Вузы:

  • СПбГУПТД (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна).
  • УрГАХУ (Уральский государственный архитектурно-художественный университет).

Направление «Дизайнер-визуализатор»

Вузы:

  • ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова).
  • СПГХПА (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица).

Направление «Гейм-дизайн и виртуальная реальность»

Вузы:

  • B&D (Институт бизнеса и дизайна).
  • НИУ ВШЭ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»).
  • ВятГУ (Вятский государственный университет).
  • РГУ (Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина).

Дополнительно можете поискать другие варианты в интернете, мы лишь указали подходящие направления. Обучение в вузе больше подходит людям, недавно окончившим школу.

Курсы для 3D-художника

Если вуз не ваш вариант, тогда стоит присмотреться к онлайн-обучению. Помимо возможности получить помощь с трудоустройством, к преимуществам такого подхода относятся:

  • Грамотная структура. У 3D-шников-самоучек часто возникает проблема расфокусировки, когда хочется выучить все и сразу, а получается ничего и постепенно. На курсах же обучение построено эффективно — от простого к сложному.
  • Фокус на главное. Несмотря на обилие обучающих материалов в интернете, новичкам сложно выделить суть и понять, в какой последовательности нужно учиться. При прохождении курса студенты следуют четкой и последовательной учебной программе.
  • Обратная связь от профессионалов и комьюнити. Организаторы погружены в 3D-сферу и не понаслышке знакомы с трудностями, возникающими у новичков. Поддержка наставника позволяет оперативно устранять пробелы в понимании.

Рекомендуем ознакомиться со списком популярных онлайн-курсов для начинающих 3D-художников:

 1. Курс «3D-художник» от XYZ School.

Курс «3D-художник» от XYZ School

XYZ School учит профессиям из сферы геймдева, поэтому данный курс подойдет людям, которые планируют работать в индустрии создания видеоигр. Программа обучения ориентирована на изучение профессии с нуля.

В процессе обучения студент научится моделить по правильному алгоритму, работать с трехмерной анимацией, работать с текстурами и материалами, общаться с заказчиками и нанимателями. В результате ученик сделает 2 полноценные 3D-модели, более 5 текстур, 4 затекстуренных ассета, 1 анимацию движения.

Курс идет 14 месяцев. Есть рассрочка до 24 месяцев.

Ссылка на курс и подробная программа обучения: https://www.school-xyz.com/professional-3d-artist.

2. Профессия «3D-художник» от Skillbox.

Профессия «3D-художник» от Skillbox

Онлайн-школа Skillbox — одна из самых известных на отечественном рынке благодаря эффективно выстроенной системе обучения и множеству курсов по разным профессиям.

Данная программа обучения разработана для изучения с нуля и состоит из 11 обширных модулей. Студент научится работать в Autodesk Maya, Blender, ZBrush, Houdini, Foundry Mari, Substance Painter, Photoshop. По большинству из пройденных блоков ученик сделает модель, текстуру или ассет, которые попадут в портфолио. Более того, Skillbox гарантирует трудоустройство, а в противном случае вернет деньги.

Продолжительность образовательной программы индивидуальная. Есть рассрочка на 31 месяц.

Ссылка на курс и подробная программа обучения: https://skillbox.ru/course/3d-artist/.

3. Курс «3D-моделирование и анимация» от «Нетологии».

Курс «3D-моделирование и анимация» от «Нетологии»

«Нетология» является довольно популярной онлайн-школой. Этот курс подойдет новичкам вообще без опыта и знаний, начинающим 3D-художникам, 2D-художникам и дизайнерам, инди-разработчикам.

На курсе вы научитесь моделировать 3D-объекты, создавать трехмерных персонажей и текстуры, анимировать объекты, передавать настроение, работать с геометрией. К окончанию обучения у студента будет 5 работ в портфолио.

Курс длится 8 месяцев. Есть рассрочка на 24 месяца.

Ссылка на курс и подробная программа обучения: https://netology.ru/programs/3d-artist.

4. Курс «3D-художник» от Contented.

Курс «3D-художник» от Contented

Contented — онлайн-школа дизайна, которая в том числе учит и на 3D-художника. Программа разработана для обучения с нуля, поэтому подойдет всем, кто хочет влиться в профессию.

Помимо того что студента научат всем необходимым навыкам и дадут знания, в конце обучения его ждет стажировка на 1 месяц. Во время нее ученик не только получит реальный опыт, но и сделает проект, который попадет в портфолио.

Длительность обучения составляет 15 месяцев. Приобрести курс можно по одному из трех тарифов на выбор. Есть рассрочка на 36 месяцев.

Ссылка на курс и подробная программа обучения: https://contented.ru/edu/3d-artist.

5. Курс «3D-художник по персонажам» от XYZ School.

Курс «3D-художник по персонажам» от XYZ School

Профессия включает в себя несколько направлений, и для тех, кто хочет сфокусироваться на создании трехмерных моделей персонажей, данный курс отлично подойдет. При этом никакого опыта или уровня знаний не нужно, так как программа обучения рассчитана на изучение профессии с нуля.

В процессе обучения студента научат пользоваться всевозможным софтом, создавать персонажей с правильной анатомией и глубокой проработкой, а также правильно подавать работы. По итогу у студента будет модель живого персонажа для игры, модель антропоморфного героя для кино и синематиков, множество готовых ассетов и материалов.

Продолжительность обучения составляет 12 месяцев. Есть рассрочка до 24 месяцев.

Ссылка на курс и подробная программа обучения: https://www.school-xyz.com/3d-khudozhnik-po-personazham.

6. Курс “3D-художник по оружию” от XYZ School.

Курс «3D-художник по окружению» от XYZ School

В видеоиграх игрок часто взаимодействует с различными видами оружия, будь то холодное, огнестрельное, фантастическое и прочее оружие. 3D-художник по оружию занимается созданием таких элементов. Данный курс подойдет для обучения с нуля и перехода из смежных областей (дизайн интерьеров, 3D-анимация, художник по окружению и т.д.).

На курсе студент научится работать с ключевым софтом на достойном уровне, делать концепты и модели по пайплайну ААА игр (проекты с большим бюджетом), работать с текстурами, впечатлять потенциальных заказчиков и работодателей своими работами. В конце обучения в портфолио будет 10 драфтов, 4 полноценные модели, минимум 5 процедурных текстур, 4 готовых ассета, концепты Hard Surface.

Курс идет 15 месяцев. Есть рассрочка до 24 месяцев.

Ссылка на курс и подробная программа обучения: https://www.school-xyz.com/3d-khudozhnik-po-oruzhiyu.

Помимо основных курсов, можно пройти отдельные программы обучения, посвященные 3D-моделированию:

  • страница с курсами по профессиям, связанным с 3D-моделированием на Skillbox;
  • курсы по 3D-моделированию от XYZ School, подходящие для тех, кто хочет работать в геймдеве;
  • курсы по 3D-моделированию в онлайн-школе дизайна Contented.

К преимуществам онлайн-курсов для 3D-художников относится возможность собрать портфолио, которое показывает реальные навыки и ценится гораздо больше диплома о высшем образовании.

Если любите посещать очные занятия, то вот несколько вариантов обучения:

  • курс по 3D-моделированию в Москве от Международной онлайн-школы профессий;
  • программа обучения на 1,5 года по профессии 3D Artist от Moscow Film School.

Самостоятельное обучение

Допустим, вы хотите начать обучение на 3D-художника самостоятельно. Плюсы такого подхода — экономия и следование своему графику обучения. Минусы — самостоятельный поиск знаний и некий вакуум, в котором сложно отследить устаревшую информацию.

Рассказываем, на что обратить внимание и что нужно знать 3D-художнику.

  1. Погрузитесь в специфику мира 3D-графики. Подпишитесь на новости тематических групп и сообществ в социальных сетях и ютубе, изучайте работы топовых 3D-художников, читайте обсуждения, участвуйте в хакатонах, следите за новостями мира 3D, обзорами плагинов и т. д.
  2. Выберите конкретное направление. Проанализируйте, чем именно вы хотите заниматься. Сначала определитесь с глобальными отраслями — кинематограф, реклама, гейминг и т. д. Далее разбейте выбранное направление на подразделы. Если это геймдев, то что конкретно вы хотите создавать (окружение, технику, персонажей)? От этого выбора будет зависеть содержание вашего дальнейшего обучения. Впоследствии вы сможете работать с уклоном в одну или несколько специализаций, к примеру создавать архитектуру и настраивать освещение.
  3. Выберите софт. Подберите программное обеспечение исходя из ваших задач. Обычно в качестве первых программ выбирают 3ds Max, ZBrush, Blender или Maya.

В специализированном софте потребуется изучить следующие направления:

  • Полигональное моделирование (Blender, Maya, 3DS Max) — процесс создания трехмерного объекта с помощью полигональной сетки. Обычно применяется для моделей с четкой геометрией. Полигоны типа hard surface образованы ребрами и вершинами. Есть 3 уровня проработки: low-poly, mid-poly, high-poly. Возможно сглаживание сетки модификаторами.
  • Скульптинг (ZBrush, Blender) обычно применяется при создании моделей живых органических существ. Позволяет создавать высокодетализированные модели благодаря оптимизации работы с большим количеством полигонов типа organic одновременно. Процесс моделирования ведется 3D-кистями от общей формы к проработке мелких деталей.
  • Ретопология (3D-Coat, Blender, Maya) используется, когда исходная модель непригодна для преобразования в трехмерном пространстве. Сетку четырехугольных полигонов в таком случае накладывают поверх существующей модели. Есть 2 вида ретопологии — автоматическая (обычно применяется в начале) и ручная (для исправления машинной проработки и уточнения деталей).
  • Unwrap UVW или UV-развертка (RizomUV, Blender, May) необходима для наложения текстуры на объект без деформаций и растяжений. Для правильной развертки необходимо распределить на модели швы, по которым будет разворачиваться текстура.
  • Текстурирование и запекание текстур (Substace Painter) — покраска моделей и настройка корректного перенесения свойств текстуры на объект в процессе рендеринга.
  • Рендеринг (Redshift, Octane Render) — процесс создания финальных двухмерных изображений из 3D-модели посредством автоматизированных вычислений по заданным алгоритмам.

Материалы для самообучения

Примечание автора сайта: хоть мы и размещаем большое количество полезных ссылок, но в любом случае вам нужно будет самостоятельно искать обучающие материалы, которые относятся к вашему направлению и соответствуют вашему уровню профессионализма. Мы лишь стараемся задать правильный вектор для дальнейшего поиска.

Бесплатные уроки для 3D-художника в плейлистах YouTube:

  • курс по основам классического рисунка;
  • уроки Blender;
  • уроки 3ds Max;
  • уроки Maya;
  • уроки ZBrush;
  • уроки Substance Designer;
  • уроки Cinema 4D;
  • анатомия для 3D-художников.

Сайты и статьи:

Книги для 3D-художников:

  • «Текстурирование трехмерных объектов» Билл Флеминг;
  • «Фотореализм. Профессиональные приемы работы» Билл Флеминг;
  • «Искусство 3D-анимации и спецэффектов» Айзек В. Керлоу;
  • «Компьютерная графика. Рейтрейсинг и растеризация» Гэбриел Гамбетта;
  • «Основы цифрового рисунка в Photoshop. Гайд для начинающих» Маркус Ловадина, Джеймс Вулф Стреле, Мэтт Ткоч;
  • «Цифровое моделирование» Уильям Воган.

Первый опыт и поиск работы

Обучение — это, конечно, хорошо, но мы еще ни разу не видели 3D-художника-теоретика. Поэтому после обучения основам следует как можно скорее перейти к практике для отработки полученных знаний и навыков. Это очень и очень важно.

Обязанности, требования и задачи

Основным требованием к 3D-художникам является умение создать трехмерную графику по заданным параметрам. В остальном требования зависят от конкретного работодателя.

Давайте посмотрим примеры вакансий с hh.ru:

Пример вакансии 3D-художника

Пример вакансии 3D-художника 2

Пример вакансии 3D-художника 3

Пример вакансии 3D-художника 4

Пример вакансии 3D-художника 5

Итак, к распространенным задачам 3D-художника относятся:

  • уверенное владение программами 3D-моделирования;
  • коммуникабельность и обучаемость;
  • внимательность и аккуратность;
  • навык работы в команде;
  • знание и реализация пайплайна;
  • соблюдение сроков и требований качества.

К джуниорам требования попроще: нужно иметь базовые знания пайплайна, минимальное портфолио, готовность прислушиваться к правкам и много учиться.

Откликаясь на вакансию, соотнесите свои навыки с требованиями.

Как получить первый опыт

Как устроиться на работу 3D-художнику? Не стоит особенно надеяться на трудоустройство с начальными навыками без примеров работ. Более эффективно направить усилия на создание портфолио — таким образом вы наберетесь опыта и соберете базу для дальнейшей самопрезентации.

Как получить первый опыт 3D-художнику

Самые первые работы, скорее всего, будут бесплатными или по символической цене. Есть несколько способов их создать.

  1. Сделайте несколько проектов для себя. Выберите стилистику и художественный стиль, которые вам интересны. Можете создать фан-арт по любимой игровой вселенной.
  2. Выполняйте тестовые задания. Способ хорош возможностью получить более-менее приближенное к реальности задание и прочувствовать типовые задачи. Даже если вы не получите работу, то у вас будет кейс для портфолио.
  3. Выполняйте фриланс-заказы. Зачастую на фрилансе уровень требований к кандидату ниже, чем в компаниях. При этом надеяться на высокую оплату не приходится. Как вариант — создавайте макеты для фриланс-маркетплейсов и магазинов ассетов.

Сбор портфолио и создание резюме

Следующим важным этапом станет создание портфолио. Его можно разместить на Artstation, DeviantArt, Sketchfab, Behance.

  1. Сделайте не менее 5–7 работ. По 1–2 примерам сложно судить о навыках соискателя, изучать 20–30 штук, напротив, довольно утомительно. Ориентируйтесь на среднее количество до 10 проектов.
  2. Вдохновитесь портфолио успешных коллег. Обратите внимание на подачу, оформление и особенно на выбранные ракурсы моделей. Возможно, вы захотите добавить не просто статичные картинки, а облет камерой.
  3. Не перегружайте портфолио лишними работами. Учтите, что все проекты, которые вы показываете, должны быть приблизительно на одном уровне. Избавляйтесь от слабых и неудачных работ для объема. Пусть будет меньше, но лучше.
  4. Сгруппируйте работы по направлениям. Упорядоченные проекты показывают организованность и бережное отношение ко времени работодателей. Хорошо, если в подаче работ будет прослеживаться одна и та же логика. Например, если вы дополняете рендеры пошаговым описанием промежуточных шагов, сделайте так для каждого проекта.
  5. Сделайте аккуратное оформление. Часть заявок соискателей отпадает просто из-за плохой подачи. Пронумеруйте этапы создания проекта, подготовьте единый шаблон, подберите шрифты и т. д.
  6. Презентуйте кейсы. Они позволяют оценить методы работы и путь развития идеи, а не просто конечный результат. Портфолио 3D-художника — это шанс показать, как вы мыслите и генерируете идеи. Не упускайте его. Опишите все этапы, соберите скетчи, поиск цветовых решений и полученный результат. Также дополняйте работы листами поисков.
  7. Постарайтесь сделать хотя бы одну коллаборацию с другими художниками. 3D-художник работает в команде, поэтому работодатели ищут людей, умеющих работать в связке с другими специалистами.

Что касается резюме, то оно должно быть компактным и информативным. Упомяните образование, пройденные курсы, софт, в котором вы работаете. Расскажите, с какими проектами и задачами вы сталкивались. Обозначьте опыт работы (если он есть) в смежных сферах, таких как дизайн, проектирование.

Помимо портфолио прикладывайте к резюме сопроводительное письмо. Не ленитесь его писать, так как отклики из одного резюме часто остаются без внимания. Изучите информацию о компании в открытом доступе — сайт, блог, соцсети. В письме можно показать свои амбиции, понимание требований компании, предложить решение задач — в общем, все, что поможет сделать ваше обращение нешаблонным. Здорово, если вы покажете работодателю заинтересованность именно в его компании, а не то, что рассылаете одинаковое резюме всем подряд. Не забудьте указать контакты для связи.

Где искать работу 3D-художнику

Когда вы обзаведетесь портфолио, составьте список 3D-студий и начинайте рассылать резюме.

  1. Поищите компании, предоставляющие стажировку с возможностью последующего трудоустройства. В студии стажеры быстро приобретают опыт, так как работают под руководством куратора.
  2. Ищите предложения о работе на специализированных форумах, например на gamedev.ru.
  3. Часто вакансии или проекты на аутсорсе публикуют в ВК-сообществах 3D-художников и телеграм-каналах. Следите за их обновлениями.

Не бойтесь лично обращаться к представителям студии напрямую. Можете высылать резюме на электронную почту или в соцсетях.

Сайты, на которых можно искать вакансии 3D-художника:

Важно! Не воспринимайте отказ как поражение. Этот опыт в любом случае поможет лучше ориентироваться в 3D-индустрии, а значит, прокачаться как специалист.

3D-художник Алексей Савельев рассказывает о том, как найти работу:

Как проходит собеседование

Обычно кандидаты на должность 3D-художника проходят многоступенчатый отбор. Вот примерная схема этапов (количество касаний с рекрутером меняется в зависимости от задачи и квалификации соискателя):

  1. Знакомство с резюме.
  2. Получение тестового задания, его выполнение и обратная связь.
  3. Собеседование с HR.
  4. Интервью с арт-директором, руководителем отдела или с профильным специалистом.

Вопросы, которые часто задают 3D-художникам на собеседовании:

  • Какое программное обеспечение вы предпочитаете для создания 3D?
  • Как вы планируете и организуете рабочий процесс?
  • Как вы отнесетесь к тому, что проект заморозили на долгое время?
  • Какими 3D-художниками вы вдохновляетесь?
  • С какими профессиональными трудностями вы сталкивались?
  • Играете ли вы в видеоигры и какие из них ваши любимые (для геймдева)?
  • В каких проектах вы участвовали и над чем работаете сейчас?
  • Расскажите, как вы создавали свои работы в портфолио?
  • Можете ли вы обеспечить выполнение рендеринга за 8–16 часов?
  • Что вас привлекает в работе 3D-художником?

Не забывайте о том, что собеседование — это процесс взаимной оценки перспектив сотрудничества, присмотритесь к корпоративным стандартам и атмосфере. Заранее составьте интересующие вас вопросы. 

Что делать, когда вы стали профессионалом

В среднем после стажировки 3D Artist Junior дорастает до позиции Middle за 2–3 года. Еще через 1–3 года, при накоплении глубоких технических знаний и навыков, можно стать Senior. Далее возможны варианты роста 3D-художника в следующих направлениях:

  1. Уйти в узкую специализацию. Например, в такие направления, как визуальные эффекты, анимация, геймдизайн, техарт, менеджмент, UI/UX.
  2. Работать в крупных ААА-проектах. Здесь особенно востребованы узкопрофильные специалисты.
  3. Развивать собственную экспертизу и имя в профессиональных кругах для работы фрилансером.
  4. Устроиться в зарубежную студию.
  5. Стать менеджером проекта разработки или арт-директором. Понадобятся навыки управления командой и распределения обязанностей.

Истории и советы профессионалов

  • Светлана Шагидзе делится опытом через 1 год с начала обучения.

  • Как устроиться в геймдев без опыта?

  • Результаты за год обучения с нуля: личный опыт 3D-художника CheRa.

  • Алексей Савельев рассказывает про опыт с нуля до 1 года.

  • Частые ошибки новичков.

  • Baiyan об обучении создания персонажей.

  • Как понять и выучить анатомию?

  • CG Noobmaster о своем опыте в 3D.

  • YuriyFyr о начале пути.

Полезные ссылки для 3D-художника

Сайты и блоги:

  • Блог сайта render.ru с полезными статьями.
  • Сайт с обучением Blender.
  • Блоги о 3d.
  • Блог онлайн-школы 3D CLUB.

Группы ВК:

Телеграм-каналы:

  • CGIOwl — вдохновение и примеры работ;
  • Polygon Station | 3D | CG — уроки, лайфхаки, инструменты;
  • CG MODELS TEAM — о графическом дизайне;
  • «Полимодель» — примеры построения сеток;
  • RENDER.RU — канал сайта Render.ru.

Сообщества 3D-художников:

  • ArtStation;
  • Behance;
  • CGArchitect;
  • CGSociety;
  • Polycount;
  • 3D Total;
  • CG Channel.

Видео:

  • Направления 3D и программы.

  • Как выбрать 3D-программу?

  • Как стать 3D-художником?

  • Виды 3D-художников.

  • Чему можно научиться в Blender за 30 дней?

Заключение

Вот мы и подошли к концу нашего руководства о том, как стать 3D-художником. Надеемся, нам удалось приоткрыть для вас двери в мир 3D, по праву принадлежащего к профессиям будущего.

Главное, что мы хотели донести: специалисту необходимы не только стремление к творчеству, но и готовность к усердной работе. Нужно быть увлеченным человеком с желанием развиваться и регулярно прилагать усилия для профессионального роста.

Задавайте ваши вопросы в комментариях — мы всегда рады обратной связи!

В статье присутствует реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

Оцените статью
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Profi Way - твой путь профессионала
Добавить комментарий

  1. Андрей

    Огромное человеческое спасибо за такой подробный, правдивый и объективный обзор. Уже год вникаю в 3Д-моделирование, но очень много аспектов, на которые распыляется внимание.
    Данный обзор же помог струтурировать мысли и собраться. Теперь есть представление о том, что и как делать.
    Спасибо!

    Ответить
    1. admin автор

      Ваши слова мотивируют нас работать еще качественнее и больше! Спасибо!

      Ответить