Большой гайд для начинающих: как стать звукорежиссером, с чего начать, где учиться, первая работа и другая важная информация

Музыка

Звуки окружают нас на протяжении всей жизни и способны вызывать огромный спектр эмоций, чувств, переживаний. В любом фильме звуки играют важную роль, создавая или поддерживая атмосферу, погружая зрителя в происходящее на экране. И это лишь один пример применения и воздействия звука, за созданием которого стоят звукорежиссеры, саунд-продюсеры, звукооператоры и саунд-дизайнеры.

Среди четырех упомянутых профессий наиболее востребованной и обширной является профессия звукорежиссера, которая может включать в себя работу из других областей. Научиться такой узкоспециализированной работе — задача не из легких, именно поэтому редакция сайта Profi Way подготовила руководство для тех, кто хочет стать звукорежиссером.

Для написания материала мы использовали различные источники и провели глубокую аналитику, а также привлекли людей, имеющих богатый опыт в звукорежиссуре. Последовательность заголовков сделана по классическому пути входа в профессию: анализ профессии, обучение, первый опыт и получение работы.

Существуют и другие пути, более нестандартные. Например, некоторые переходят в профессию из сферы видеомонтажа, оставаясь в той же студии. А значит, о поиске работы и первом опыте беспокоиться не нужно.

Цель нашей статьи: доступно и подробно объяснить, как стать звукорежиссером. Но самая важная задача ложится на плечи читателей, ведь после изучения материала надо как можно скорее начать учиться и развиваться. Первое время будет нелегко, но с каждым новым знанием и приобретенным навыком процесс обучения и становления профессионалом будет понятнее и проще.

О профессии звукорежиссера

Самое главное и первоочередное — это понять, что такое звукорежиссура. Наверняка вы уже знаете о профессии, раз заинтересовались ей, поэтому мы не будем углубляться.

О профессии звукорежиссер

Помимо понимания сути профессии (она заключается в работе над звуком), следует знать сферы применения знаний и навыков звукорежиссера. Раньше звукорежиссеры чаще всего работали на телевидении, радио, в кино и театре. Сейчас эти рабочие места сохранились и к ним добавились караоке, ночные клубы, студии звукорежиссуры и работа на себя.

Последние два направления особенно развились благодаря доступности компьютеров и технологий. Ведь лет 30 назад для записи и сведения трека требовалось аналоговое оборудование, которое могло стоить как сотни тысяч, так и миллионы рублей. Сейчас для записи и сведения песни достаточно иметь компьютер средней мощности, звуковую карту и микрофон.

Бюджета в 30 000 рублей новичку уже будет достаточно (при наличии компьютера), а со временем можно покупать оборудование лучше, повышая качество звука. Если же речь идет о работе где-либо (кино, театр, ночной клуб и т. д.), то тратиться на инструменты и технику вообще не придется.

Первые шаги в профессии

Ответ на вопрос «как стать звукорежиссером с нуля?» всегда один: начать учиться. Но перед обучением многие упускают немаловажные этапы, которые заключаются в проработке желания, понимания профессии и ее общего анализа.

Интерес и желание

Установка «начну, а там посмотрим» крайне неэффективна (в большинстве случаев), потому что так можно позволить себе бросить обучение в любой момент. Мы рекомендуем убедиться в том, что у вас есть истинное желание стать специалистом, чтобы это вылилось в мотивацию и привело к установке «есть цель, стараюсь ее достичь».

Надо выбирать профессию осознанно, а не спонтанно, ведь это не только способ заработка, а потенциальное дело всей жизни. К счастью, для вдохновения существует много примеров успешных и знаменитых звукорежиссеров, которые стоят за мировыми хитами музыкальной и киноиндустрии. В кино даже есть соответствующие премии, например номинации «Оскара» «Лучший монтаж звука» и «Лучшее сведение звука».

Если же на этом этапе вы поняли, что не так уж и хотите стать звукорежиссером, лучше оставить эту затею, по крайней мере временно. Возможно, ваше призвание в другом либо со временем вы проработаете интерес и мотивацию к звукорежиссуре и вернетесь к обучению. Советуем задуматься об этом!

Понимание сути профессии

Профессию надо понимать не только в общих чертах (например, осознавая, что звукорежиссер сводит звуковой материал), нужно также видеть и детали.

В первую очередь стоит хотя бы примерно представить, как проходит ежедневная работа. Сейчас, вне зависимости от направления, большую часть работы звукорежиссер проводит у компьютера, а если студия с аналоговым оборудованием (чаще всего это микшер), то взаимодействие с ним прибавляется к компьютеру.

На компьютере специалист работает в программном секвенсоре. Это программа, которая позволяет записывать звук и работать над ним. Также она называется DAW (Digital Audio Workstation — цифровая звуковая рабочая станция).

Во-вторых, ежедневная рутина включает в себя не только работу над звуком, но и взаимодействие с людьми. Если речь идет о большом производстве, например о кино, то звукорежиссер работает с монтажерами, звукооператорами, продюсерами, режиссерами и другими. А если говорить о стандартном направлении (запись и сведение треков), то работать надо и над вокалистом (музыкантами). Когда вокалист зажат или испытывает дискомфорт, это точно отразится на записи и в итоге работа получается не такой качественной, какой могла бы быть.

Работа с вокалистом в студии звукозаписи

Помимо правильного представления о каждодневной работе, необходимо понимать, что сразу больших клиентов и денег не будет, как и топового звукового оборудования. В любой профессии путь специалиста начинается с низов, и это нормально, но иногда можно слишком увлечься фантазиями, что приведет к разочарованию. В общем, старайтесь трезво оценивать профессию и саму работу.

Узнать о профессии без прикрас можно, общаясь со звукорежиссерами на форумах, сайтах, в группах соцсетей, на конференциях и вживую. Возможно, кто-то из ваших знакомых работает в этой сфере? Разузнайте! Идеально будет, если вы сможете попасть в студию во время рабочего процесса.

Общий анализ профессии

Ну и последний этап перед освоением профессии — это анализ ее потенциала. Допустим, вы действительно хотите стать звукорежиссером и понимаете, как примерно обстоит работа, но что профессия может дать вам? Прагматично оцените уровень востребованности и заработка в звукорежиссуре. Мы же поможем в правильной оценке этих данных.

Звук важен во многих областях работы, будь то кино, концерты, театр, радио, создание треков, работа в клубе, телевидение, разработка игр, приложений и т. д. Из этого можно сделать вывод, что деятельность имеет высокую востребованность, но это не совсем так. Несмотря на то что звукорежиссер может работать с разным материалом, его работу нельзя назвать востребованной.

Дело в том, что киностудий, театров, радиостанций и прочих потенциальных мест работы лишь несколько на один средний город (киностудий вообще может не быть во многих городах), и в них уже работают звукорежиссеры. Поэтому тех же вакансий на HeadHunter по профессии не более сотни на всю страну. Направление, в котором востребованность больше всего, — это студии звукозаписи и сведения. Также при наличии бюджета можно открыть свою студию, будь то комната в квартире или отдельная студия.

Что касается заработка, то он значительно зависит от места работы:

  • В студии звукозаписи клиенты платят за час записи и сведения, что в среднем стоит от 1 500 рублей. В день можно успевать работать с несколькими людьми — главное, чтобы клиенты были. Распределение заработка заранее обсуждается с владельцем студии, а если это ваша студия, то весь заработок остается в кармане (если нет других сотрудников). Итоговый доход рассчитывается с учетом трат (на аренду офиса, покупку нового оборудования, оплату электричества и т. д.).
  • На телевидении, радио и в кино звукорежиссеры получают примерно от 25 000—30 000 рублей в месяц. Это нижний порог. Профессионалы, работающие в известных киностудиях и радиостанциях, получают намного больше.
  • Работа звукорежиссером в барах, караоке, клубах и других подобных заведениях оплачивается ниже, чем на ТВ, кино и радио. Примерный заработок начинается от 20 000 рублей в месяц.
  • Среди направлений с месячным окладом больше всего получают звукорежиссеры, работающие в театре, на концертах и в студиях разработки (игр, приложений, программ). Они зарабатывают от 35 000 рублей в месяц.

Следует учитывать, что уровень зарплаты показан примерно и он может быть как больше, так и меньше. Разброс связан не только с разными сферами работы и опытом специалистов, но и с городом. В Москве оплата труда звукорежиссера самая высокая.

Теперь вы, дорогие читатели, имеете представление о самых первых этапах в освоении профессии, так что мы можем приступать к основному шагу — обучению.

Обучение на звукорежиссера

Самый главный этап в становлении звукорежиссером — это обучение. Если оно пройдет как попало и без серьезного подхода, то стать профессионалом будет проблематично и, скорее всего, придется либо начинать учиться заново, либо тратить силы и время на диагностику дыр в знаниях и навыках, чтобы их залатать.

План обучения на звукорежиссера

С чего начать звукорежиссеру? Сначала надо понять, какими знаниями и навыками должен владеть звукорежиссер. Ознакомление с ними поможет не только начать обучение, но и сформировать более конкретное понимание о процессе работы.

Обучение на звукорежиссера

Когда обучающийся понимает, что ему нужно освоить, это уже значимо. Так, при самостоятельном обучении можно начать с основ и затем осваивать фундаментальные темы по очереди.

Мы рекомендуем выбрать направление звукорежиссуры. Кем вы себя видите? «Звукарем» в студии, работником на кинопроизводстве, звукорежиссером концертов? Да, профессионалы могут совмещать типы деятельности, но для новичка важно сконцентрироваться на чем-то одном.

Некоторые опытные звукорежиссеры рекомендуют начинать с записи и сведения треков, а затем либо развиваться в этой сфере, либо переходить в другую. Такой совет понятен, ведь при самостоятельном обучении можно научиться сводить дома и вскоре приступать к работе с клиентами, а вот быть звукорежиссером концертов по такой логике не получится.

Мы не будем хаотично перечислять, что должен знать звукорежиссер, а распишем пошаговый процесс самостоятельного обучения. В нем и укажем, что конкретно надо изучать из основ.

Поэтапный план:

  1. На первом этапе происходит практическое ознакомление с деятельностью. Надо установить на компьютер любой секвенсор (есть как платные, так и бесплатные программы). Например, инсталлировать бесплатный Reaper.
  2. Интерфейс любой DAW представляет собой аудиодорожки, в которые можно вставлять аудиофайлы (записанный вокал, инструментал, бит, эффекты, звуки из окружающей среды и т. д.). В них можно также создавать звук (производить запись вокала, сделать инструментал с использованием множества дорожек, проводить запись музыкального инструмента или MIDI). Нужно не торопясь исследовать основные навигационные элементы программы. Сделать это поможет руководство DAW и уроки в Сети.
  3. Когда вы поняли, что и как происходит в вашей программе, обязательно попробуйте что-то в ней сделать. При наличии микрофона можно его подключить (бюджетные и профессиональные микрофоны подключаются через USB, а среднего уровня и выше — через звуковую карту) и записать собственный вокал в DAW. Если микрофона нет, для практики можно записаться на телефон или скачать сухой вокал из интернета, а далее вставить файл в дорожку DAW.
  4. Попробуйте поработать над имеющейся вокальной дорожкой. Например, вставьте инструментал в другую дорожку. Теперь при воспроизведении микса будет звучать и музыка, и вокал. Здесь уже приходит понимание устройства трека. Любой трек состоит из нескольких десятков дорожек, на которых собраны музыкальные инструменты, вокальные партии и эффекты. Простые миксы умещаются в десяток дорожек (те, в которых музыка не разделена на инструменты и эффекты, а вставляется одним файлом).
  5. С основами и устройством трека разобрались, теперь можно записать вокал под любой инструментал. Сделать это можно в любой DAW, сначала вставив музыку в дорожку, а потом осуществив запись на другой. В итоге получится стэм (дорожка) с музыкой и стэм с вокалом. Наверняка в некоторых местах вокал не попадает в бит, и путем перемещения его отрезков вы произведете начальное сведение.
  6. Время переходить к более серьезному обучению и изучить, из чего состоит именно сведение трека. Даже для непрофессионального сведения одного файла с музыкой и одной вокальной дорожки недостаточно. Любой трек включает в себя как минимум даблы (дополнительный вокал, поддерживающий основной), а также в большинстве используются еще бэк-вокал (вокал на заднем фоне) и интервальный вокал (слова, выкрики и прочее). Для вашего первого сведения достаточно просто понимать, что полноценный трек состоит из всего этого (и не только), а для практики достаточно одного лид-вокала (главного вокала) и дорожки с музыкой.
  7. И вот есть вокал, есть инструментальная партия или бит — что дальше? Классический процесс сведения состоит из работы над динамическим диапазоном (компрессия), частотным диапазоном (эквализация) и пространством микса (реверберация). Нужно разобраться, что именно представляет собой компрессия (выравнивание громкости, когда громкие участки звучат тише, а тихие громче), эквализация (повышение или уменьшение громкости определенных частот звука) и реверберация (настройка эффекта пространства, которым является проявление звука в определенном месте). Последнее объяснение довольно сложное для восприятия, поэтому приведем пример. Голос в кафедральном соборе звучит с эхом, потому что звуковые волны изо рта человека спустя определенное время ударяются о каменные стены и «отскакивают» от них. Так вот «отскок» и есть реверберация.
  8. Изучение и понимание компрессии, эквализации и реверберации может занять немало времени, потому что надо будет понять не только что это такое, но и как оно поможет в сведении. На просторах Сети есть масса уроков и фишек по сведению, но для начала сконцентрируйтесь на обычной настройке нормальной (на ваш взгляд) громкости, сделайте тише неприятные участки частотного диапазона и громче приятные, а также настройте небольшую реверберацию, которая будет придавать миксу жизни и «посадит» вокал в инструментал.
  9. Когда с тремя основными инструментами разобрались, можно переходить к их разновидностям. Существует множество видов и производителей цифровых компрессоров, эквалайзеров и ревербераторов. Для сведения вполне хватает плагинов, имеющихся в DAW, но их интерфейс может быть сложным для новичков. Так что купите или скачайте плагины, которые понравились вам из видеоуроков.
  10. Изучите дополнительные инструменты работы звукорежиссера, такие как дилей, сатурация, лимитер, имейджер, деэссер и другие. Смотрите видео от опытных звукорежиссеров и пользуйтесь их советами, плагинами, порядком сведения.
  11. Вы поймете, когда действительно станете разбираться в записи и сведении трека, а также освоите мастеринг. С этими знаниями и навыками вы уже являетесь начинающим звукорежиссером, которому остается либо развиваться в этой сфере (запись и сведение треков), либо переходить в другую и скорректировать обучение. Для профессионального подхода обязательно понимать теорию музыки и быть технически подкованным, например знать про фазоинверторы, аналоговые инструменты и прочее. Можно изучать все это уже после получения фундаментальных знаний либо, наоборот, начать с теории.
  12. Если вы остались в сфере записи и сведения треков, можно создавать свои треки, покупая у битмейкеров биты, либо начинать сводить других за деньги. Для качественного материала понадобится хорошее оборудование, а именно микрофон и звуковая карта. О записи на телефон или стримерский USB-микрофон и речи не идет.

Принцип обучения может быть разный, но основные инструменты всегда будут одни. По окончании обучения вы должны уметь работать со звуком и понимать, как он устроен. Дополнительным навыкам, таким как работа с клиентом и поддержание атмосферы во время записи, учатся уже на практике.

Многие звукорежиссеры с большим багажом опыта советуют как можно больше практиковаться с самого начала обучения, называя данный путь наиболее эффективным.

Способы обучения

Перейдем непосредственно к обучению на звукорежиссера. Выучиться на специалиста можно в высших учебных заведениях, на курсах и самостоятельно. Методы могут дополнять друг друга. Например, если вы окончили вуз по какой-либо специальности, относящийся к кино, но захотели стать звукорежиссером, знания киноиндустрии помогут работать звукорежиссером кино и телевидения.

Обучение в вузе

Где учат на звукорежиссера в России? В высших учебных заведениях. Существует не так много обучающих программ для будущих звукорежиссеров, но все же они есть. Некоторые программы посвящены именно работе над звуком, в то время как другие включают в себя звукорежиссуру, но лишь как одну из составляющих.

Подходящие факультеты в вузах:

  • музыкальная звукорежиссура;
  • музыкально-компьютерные технологии;
  • звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ;
  • аудиовизуальная техника;
  • режиссура телевидения;
  • современное искусство, саунд-арт и саунд-дизайн;
  • информационные технологии в музыкальной звукорежиссуре;
  • звукорежиссура аудиовизуальных искусств.

Список некоторых вузов для звукорежиссеров:

  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова;
  • Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных;
  • Институт современного искусства;
  • Краснодарский государственный институт культуры;
  • Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки;
  • Казанская государственная консерватория (академия) им. Н. Г. Жиганова;
  • Уральская государственная консерватория (академия) им. М. П. Мусоргского;
  • Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова;
  • Российская государственная специализированная академия искусств.

На сайте Postupi Online есть страница по профессии звукорежиссера, на которой можно посмотреть программы обучения в специалитете и бакалавриате. Там же можно найти весь список вузов: https://postupi.online/professiya/zvukorezhisser/

Обучение в высших учебных заведениях эффективнее всего подойдет для людей, недавно окончивших школу или колледж/техникум. Для взрослых этот вариант займет слишком много времени, ведь обучение продлится 3—4 года.

Курсы для звукорежиссеров

У нас в стране есть много курсов звукорежиссуры, среди которых как онлайн-, так и офлайн-варианты. Благодаря этому любой желающий может выбрать, какие именно курсы ему подойдут.

На любом качественном курсе людей учат по продуманной программе обучения, которая на деле доказала свою эффективность и была составлена опытными специалистами. Это преимущество отсутствует при самообучении, когда сам обучающийся должен составлять свой план.

Курсы ведут практикующие звукорежиссеры, которые, помимо самого обучения, могут подсказать варианты входа в профессию и дать ценные советы. К тому же многие курсы включают помощь в трудоустройстве.

Несколько популярных офлайн-курсов по звукорежиссуре в России:

  • Высшая школа Останкино (курс «Музыкальная звукорежиссура»);
  • Musicheads (Москва);
  • «Школа Звука» (Москва);
  • Sound Design Institute (Москва);
  • Digital Arts (Москва);
  • Zverev Studio (Москва);
  • ProSound (Москва);
  • SoundExperts (Ростов на Дону, Москва);
  • Петербургская Школа Нового Кино (курс «Мастерская звукорежиссуры и саунд-дизайна»);
  • New Tone Academy (Санкт-Петербург).

Несколько популярных онлайн-курсов для звукорежиссера:

1. Курс «Профессия Звукорежиссер» от Skillbox.

Курс «Профессия Звукорежиссер» от Skillbox.

Образовательная программа, которая научит музыкальной теории, физике звука, психоакустике, звукозаписи, сведению и мастерингу. Спикерами выступают практикующие звукорежиссеры, которые работали с Земфирой, Manizha, Tesla Boy и другими известными исполнителями. Есть рассрочка.

Ссылка на курс и подробная информация: https://skillbox.ru/course/profession-sound-engineer

2. Программа обучения «Профессия Sound designer» от Skillbox.

Программа обучения «Профессия Sound designer» от Skillbox

Курс, который длится год и включает в себя обучение секвенсору (Ableton), музыкальной теории, созданию семплов, записи звука, сведению, мастерингу. Спикерами являются саунд-дизайнеры, которые приложили руку к таким известным брендам, как Adidas, Siri, IKEA, «Яндекс», Сбербанк, Gucci и др. Есть рассрочка.

Ссылка на курс и детальная информация: https://skillbox.ru/course/profession-sound-designer

3. Онлайн-курс Sound design от GeekBrains.

Онлайн-курс Sound design от GeekBrains

Программа обучения длительностью 12 месяцев. Курс ведут шесть экспертов, которые научат работе в DAW Ableton, продвинутой музыкальной теории, синтезу звука, аранжировке, непосредственно саунд-дизайну, а также сведению и мастерингу. Есть рассрочка до 36 месяцев.

Ссылка на курс и подробная информация: https://gb.ru/geek_university/sounddesign

4. Образовательная программа «Саунд-дизайнер» от «Нетологии».

Образовательная программа «Саунд-дизайнер» от «Нетологии»

Курс длиной в 7 месяцев. Несмотря на название, на нем обучают как саунд-дизайну, так и звукорежиссуре. Ученики освоят три программы (FL Studio, Reaper, Ableton), научатся создавать шумовое оформление, а также записывать, монтировать, сводить и обрабатывать звук. Программа составлена совместно с агентством продвижения Didenok и музыкальным издательством DNK Music. Есть рассрочка на 12 месяцев.

Ссылка на курс и детальная информация: https://netology.ru/programs/sound-design

5. Образовательная программа «Звукозапись» от Skillbox.

Образовательная программа «Звукозапись» от Skillbox

Работа звукорежиссера в студии включает в себя запись вокалистов и музыкальных инструментов, чему и посвящен этот онлайн-курс. Обучение проходит в течение 10 часов, а преподавателем выступает ведущий спикер курса звукорежиссуры от этой же школы. Есть рассрочка.

Ссылка на курс и подробная информация: https://skillbox.ru/course/soundrecording

Самостоятельное обучение

Основы звукорежиссуры для начинающих можно освоить самостоятельно, а после либо продолжить самообразование, либо пойти учиться в учебное заведение. У самостоятельного обучения есть свои преимущества и недостатки.

Плюсы:

  • в Сети очень много действительно полезных материалов;
  • есть бесплатные и многофункциональные секвенсоры, в которых можно учиться и практиковаться;
  • есть бесплатные и качественные плагины.

Минусы:

  • занимает много времени;
  • требует самодисциплины;
  • нет плана обучения, составленного профессионалом;
  • разные интернет-преподаватели противоречат друг другу и привыкли сводить по-своему.

Итак, как научиться звукорежиссуре самостоятельно? Изучать материалы в Сети. Это могут быть статьи, руководства к секвенсорам, видео на YouTube, бесплатные курсы, мастер-классы, семинары и марафоны.

Примерный план обучения расписан выше, в разделе «План обучения на звукорежиссера».

Материалы для самообучения

Редакция сайта Profi Way провела масштабный анализ в поиске качественных материалов для самостоятельного обучения. Мы разделили их на три формата: тексты, видео, книги.

Сайты и статьи:

  • энциклопедия звука wikisound (есть видеоуроки и бесплатные курсы);
  • сайт SoundMain с полезными статьями, медиа и книгами по работе со звуком, здесь же есть плагины для DAW, новости, курсы и прочие материалы;
  • сайт WaveForum с библиотекой интересных статей по звуку и платным доступом к записи образовательных встреч;
  • Школа-студия Джона Олина, можно даже заказать индивидуальный урок;
  • группа «НедоЗвукарь» в VK, в которой, помимо видео на YouTube, есть полезные статьи и подкасты;
  • бесплатный курс по сведению и мастерингу на английском.

Видео на YouTube:

  • канал «НедоЗвукарь» с обучающими видео, особенно полезно прикрепленное видео для тех, кто только пришел в звук;
  • канал «Звукарь бомбит», считающийся одним из лучших среди обучающих (рекомендуется начать с этого видео);
  • учебный канал школы музмейкеров Александра Цыплухина;
  • канал Владимира Трофимова, который переводит западные обучающие ролики и делает свои (много уроков, советов, фишек);
  • канал John Olin, опытного звукорежиссера с полезными и понятными видео;
  • канал wikisound с полезными видео, обзорами и уроками;
  • канал Logic Pro Help с бесплатными видеокурсами и обучающими видео (не стоит пугаться названия, здесь учат работе на разных DAW, а не только на Logic);
  • канал Medialife с обучающими уроками и обзорами плагинов;
  • канал AudioMasterClass, созданный известным звукорежиссером Романом Стиксом (уроки и обзоры плагинов);
  • канал Ilya Lukashev, созданный еще одним известным звукорежиссером (есть как обучающие, так и развлекательные материалы);
  • канал XSSR Academy (есть обучающие и развлекательные видео, а также звук рассматривается не только в музыке, но и в кино, играх);
  • канал PRO-MIXING, на котором Арам Киракосян учит звукорежиссуре;
  • канал Yorshoff Mix с необычной подачей обучения на видео.

YouTube-каналы на английском:

  • канал Make Pop Music, есть полезные уроки, показанные на примере;
  • канал The House of Kush, ведущий которого делится оригинальными и простыми фишками в звукорежиссуре (рекомендуется для тех, кто уже разобрался с основами);
  • канал Produce Like a Pro, где есть не только обучающие видео, но и познавательные (истории создания и миксинга треков);
  • канал Waves Audio с тонной полезных уроков.

Книги по звукорежиссуре:

  • «Звукорежиссура и запись фонограмм» (Севашко);
  • «Настольная книга звукорежиссера» (Owsinski);
  • «Искусство сведения» (Гибсон);
  • «Творческая звукозапись» (Уайт);
  • «Акустические основы звукорежиссуры» (Меерзон);
  • «Курс лекций по звукорежиссуре в кино» (Попова Эванс).

Первый опыт и поиск работы

Лучше всего практиковаться с реальными клиентами прямо во время обучения, но так получается не всегда.

Первый опыт работы звукорежиссера

Первый опыт работы важен как для закрепления знаний и навыков, полученных в процессе обучения, так и для начала карьеры в сфере звукорежиссуры.

Вы уже знаете, что сфер деятельности в профессии много, но мы будем говорить про наиболее актуальное и популярное направление — запись, сведение и мастеринг аудио.

Задачи звукорежиссера

Студии звукозаписи и лейблы (издательства) ищут звукорежиссеров таким же способом, как и в других сферах деятельности: выкладывают вакансию на сайтах для поиска работы.

В объявлениях указываются требования и обязанности звукорежиссера, и, так как работа над звуком состоит из неизменных фундаментальных элементов, большая часть вакансий похожи друг на друга. Разница бывает в требованиях к опыту и владению определенной DAW.

Основные обязанности и требования:

  • работа с вокалистами, музыкантами, дикторами;
  • проведение сессии звукозаписи;
  • сведение аудио;
  • мастеринг аудио;
  • отличное знание DAW (Cubase, Reaper, FL Studio, Ableton, Logic);
  • оформление шумами;
  • знание современных тенденций в музыкальной индустрии и звукорежиссуры;
  • работа с аналоговыми инструментами;
  • умение использовать плагины разных видов и производителей;
  • умение направить исполнителя или музыканта в нужное русло во время записи и понимание, как именно должен звучать трек в итоге.

Требования и навыки в вакансиях помогают понять, каких умений или знаний вам не хватает, так что всегда изучайте их пристально.

Как получить первый опыт работы

Большинство студий по работе со звуком ищут звукорежиссеров с опытом, поэтому для новичка самой трудной задачей является устройство на первую работу или получение первых проектов.

Как получить первый опыт звукорежиссеру

Мы проанализировали информацию и нашли несколько способов получения первого опыта реальной работы:

  1. Удаленное сведение. Самый популярный вариант среди начинающих звукорежиссеров — это продавать свои услуги по сведению в интернете. Чаще всего создают группы в VK (соц. сеть Вконтакте), по которым ищут клиентов. Иногда заказы можно найти на биржах фриланса. Плюс этого метода работы в том, что клиентская база не ограничена одним городом, а минус — в большой конкуренции.
  2. Услуги сведения в своем городе. Новички так не делают, но если у вас есть два-три знакомых звукорежиссера с опытом, можно предложить открыть собственную студию звукозаписи. Также есть истории, когда только окончившие обучение энтузиасты просто начинали сводить дома друзей и знакомых, а потом их услуги распространились по сарафанному радио и люди начали зарабатывать.
  3. Устроиться на работу. Самый стандартный способ, который подразумевает устройство в студию звукозаписи или другое место, где нужен звукорежиссер (клуб, караоке, радио, театр, концертное агентство, телевидение, кинопроизводство). В большинстве случаев работодатели ищут специалиста с опытом, но бывают вакансии, куда берут начинающих звукорежиссеров на позицию помощников. Также можно устроиться на аутсорсинг, то есть на удаленную работу. Поиск вакансий осуществляется через социальные сети, сайты с объявлениями от работодателей и письмо на электронную почту студий.
  4. Заняться творчеством. Умения звукорежиссера открывают другие возможности реализации. Можно попробовать себя в музыкальной и дикторской сфере деятельности. Сейчас можно приобрести бит или инструментал у профессионала, а затем записаться дома, свести и отмастерить. И вот у вас уже готовый трек, на который вы имеете полное право (если покупка аранжировки была с передачей прав) и можете отгружать на цифровые площадки.
  5. Получить рабочее место благодаря успешному прохождению курса. На многих офлайн- и онлайн-курсах есть программа трудоустройства, которая дает возможность устроиться стажером в компанию-партнера. Со временем стажер сможет получить постоянную работу и полноценную ставку. Даже если стажировка неоплачиваемая, советуем воспользоваться такой возможностью, потому что опыт крайне важен.

Прелесть звукорежиссуры в том, что вы можете оттачивать навыки, пока ищете работу, причем не только на себе. Предложите бесплатные услуги сведения в любом сообществе, в котором обитают начинающие музыканты, и просьбы тут же посыплются градом. Но не позволяйте другим злоупотреблять бесплатным предложением.

Портфолио звукорежиссера

Для звукорежиссера резюме играет не такую важную роль, как портфолио. Что поймет работодатель, увидев, что вы работали в такой-то студии? Ничего особенного, только то, что у вас есть опыт.

А вот если потенциальный клиент или работодатель увидит, что вы работали с конкретным исполнителем, свели определенные треки, которые можно легко найти и послушать, он уже сможет оценить ваши возможности. Поэтому бережно собирайте свое портфолио, указывая всех исполнителей и треки, которые официально вышли (появились на цифровых площадках Apple Music, BOOM, Spotify, Deezer, «Яндекс.Музыка» и др.).

Даже если исполнитель неизвестный, все равно стоит внести его в портфолио. Во-первых, так работодатель сможет послушать результат вашей работы. Во-вторых, исполнитель, неизвестный сегодня, может стать знаменитым завтра.

Поиск работы и устройство на нее

Одно из основных мест для поиска работы начинающего звукорежиссера — это социальные сети. В них можно создать собственную группу/аккаунт, покупать рекламу, проводить акции, приводить знакомых, выставлять примеры сведения аудио.

Социальные сети являются основным местом для поиска клиентов, потому что в них сидят молодые люди, которые видят рекламу, репосты и т. д. Потенциальные клиенты обращают внимание на бесплатное или дешевое сведение, ведь намного легче заплатить 1 000 рублей за услуги звукорежиссера, чем тратить силы и время на освоение этой профессии.

Также в социальных сетях можно найти работу, предложив свои услуги в популярном сообществе или откликнувшись на поиск звукорежиссера (в обсуждениях или ленте публикаций).

Сообщества в социальных сетях, посвященные поиску работы звукорежиссером:

  • «Работа для звукорежиссеров: поиск и предложения» в VK;
  • «Работа для звукорежиссеров — Москва» в VK;
  • «Работа для Музыкантов» в Facebook.

Другие группы в социальных сетях, в которых можно найти работу, указаны в предпоследнем разделе статьи «Ссылки по теме». Здесь они не перечислены, потому что поиск работы в таких сообществах лишь дополнение, а не основное их предназначение.

Порталы по поиску работы:

  • HeadHunter;
  • Trud.com;
  • Rabota.ru;
  • TrudVsem;
  • Avito. Работа;
  • Карьерист.ру;
  • Зарплата.ру.

Фриланс-порталы:

  • FL.ru;
  • Weblancer;
  • Freelance.ru;
  • Freelancehunt;
  • FreelanceJob;
  • Work-zilla.

Очень небольшой, но все же шанс, есть при обращении к определенной студии через написание письма на их электронную почту. В письме следует кратко рассказать о себе и своем опыте и перечислить исполнителей, с которыми вы работали, а также треки (или другие результаты работ).

Если вы нашли работу в студии или другом месте и вас пригласили на собеседование, то оно будет вращаться вокруг практических навыков. Грубо говоря, кандидата на должность сначала спросят о музыкальной теории, принципах сведения и инструментах, а затем посмотрят, как он работает.

Некоторые студии сразу дают поработать с клиентом и наблюдают за процессом. Так работодатели оценивают не только исполнение работы, но и взаимодействие с клиентом и понимание его проекта (даже если сам клиент толком не знает, чего хочет).

Что делать, когда вы стали профессионалом

На протяжении всей карьеры звукорежиссер обучается чему-то новому, будь то ноу-хау-инструмент или необычная техника сведения. У профессионала есть постоянные клиенты, а его услуги востребованы. Опытные звукорежиссеры отмечают, что они также берут на себя задачи саунд-дизайнера.

Что делать, когда стал профессиональным звукорежиссером

Работа с клиентом происходит индивидуальнее и ближе, специалист проводит встречи, на которых обсуждается, какой именно материал должен получиться, дает профессиональные советы и даже консультирует по самому проекту (поменять слова, изменить аранжировку, сменить подачу и многое другое). Именно из-за такого подхода у топовых артистов есть один-два звукорежиссера, с которыми они всегда работают.

Опытные звукорежиссеры умеют принимать правильные решения в создании материала. Они способны увидеть в исполнителе или его работе уникальные нюансы, будь то голос, образы или что-то в музыкальном сопровождении. Со временем некоторые из них переходят в продюсирование.

Помимо продюсирования, из возможных вариантов смены сферы деятельности есть переход в производство музыки (битмейкер, композитор, аранжировщик) и аудио (диктор, актер озвучки).

Также, когда вы стали профессиональным звукорежиссером, можно начать свое творчество, используя приобретенное понимание музыки и процесса ее создания. Заработанные деньги и наработанные связи существенно помогут и дадут необходимый толчок.

Информация и советы от опытных звукорежиссеров

В Сети есть истории и советы от состоявшихся профессионалов. Они особенно полезны новичкам.

Ссылки на материалы от опытных звукорежиссеров:

  • Видео «Как войти в профессию звукорежиссер». Александр Цыплухин, будучи опытным и признанным звукорежиссером, записал видео, в котором рассказывает о становлении звукорежиссером. Он использует свою историю, вмещая 30-летний стаж в семиминутный хронометраж.
  • Видео «Интервью со звукорежиссером про деятельность и зарплату». Благодаря тому, что интервью проводит человек, далекий от звукорежиссуры, он задает наиболее популярные вопросы новичков. Интервьюируемый — артист Илья Анисимов.
  • Видео «Студия звукозаписи за 315 000 рублей». В ролике рассказывается об открытии собственной студии звукозаписи и работе в ней. Парни, которые ее сделали, уже закрыли студию (об этом тоже есть видео на канале) и открыто делятся ее доходом, окупаемостью и прочим.
  • Статья от звукорежиссера Артема Нужина, который рассказывает о профессии. Известен по работе над телевизионным шоу «Последний герой».
  • Разговор с Павлом Лаврененковым, звукорежиссером московской филармонии. Он рассказывает о звукорежиссерах, звуке и своем опыте работы.

Ссылки по теме

Сообщества в социальных сетях (общение, статьи, поиск работы, обучающие материалы):

  • группа «Звукорежиссеры» в VK;
  • группа The_One Community в VK (сообщества музыкантов, звукорежиссеров, саунд дизайнеров);
  • группа wikisound в VK;
  • группа «ТопЗвук — Звукорежиссеры» в VK;
  • группа «Хороший звук каждый день» в VK (советы и фишки);
  • группа «Вечер со звукорежиссером» в VK;
  • группа «Звукорежиссер» в VK;
  • группа «Клуб звукорежиссеров» в VK;
  • сообщество «Звукорежиссер» в Facebook.

Форумы и сайты для звукорежиссеров:

  • активный форум Rmmedia;
  • сайт Samesound (новости, услуги, сообщество);
  • форум «РадиоЗвук» (сообщество дикторов и звукорежиссеров).

Каналы и чаты в Telegram:

  • чат «Звукорежиссеры»;
  • чат Ableton Live (обсуждение работы в DAW);
  • чат «Недозвучат» (создан блогером, который обучает звукорежиссуре, а поэтому в чате много новичков);
  • чат Reaper (обсуждение работы в DAW).

Интересное видео «10 глупых вопросов звукорежиссеру».

Заключение

Профессия звукорежиссера включает как творческий подход, так и техническую деятельность, ведь надо понимать специфику звука. Благодаря этому процесс становления звукорежиссером проходит увлекательно, если у обучающегося есть сильное желание и мотивация. Даже профессионалы с удовольствием узнают что-то новое и покоряют новые вершины.

Мы постарались сделать качественное и объективное руководство о том, как стать звукорежиссером. Если материал поможет вам начать карьеру, то, значит, он выполнил свое предназначение.

Остались вопросы? Смело задавайте их в комментариях, с удовольствием ответим!

Видео по теме

Оцените статью
Profi Way - твой путь профессионала
Добавить комментарий